Если из-за моего участия в выборах-2015 обновится демократическое сообщество, появятся свежие лица в политике, снизится уровень страха в обществе — это тоже немалое достижение.
О семье
Я родилась в Минске. Но одно из первых самостоятельных воспоминаний — папа с мамой везут меня в деревню своих родителей. С электрички пешком три километра — через коровники, поле, через всю деревню: наш дом с краю. Меня усадили на сумку и несли…
Еще в памяти четко запечатлелось, как мы жили на съемных квартирах. После семилетних мытарств по чужим углам родители все же построили кооперативную квартиру в Курасовщине, естественно, при помощи бабушек и дедушек. Мебель можно было взять в рассрочку. О кредитах с баснословными процентами никто и не слышал…
Но при всей тяжести жизни будущее тогда все же планировалось более четко. Ты работал, получал зарплату и знал, сколько сможешь откладывать — поэтому и жили уверенно.
О профессии
Институт я выбирала сама. У меня был договор с родителями: поступаю туда, куда хочу, а в случае неудачи уже они «поступают» меня по своему усмотрению. Отдавала предпочтение БГУ, факультету психологии, но одновременно ходила на курсы подготовки в нархоз — из-за солидарности с подружкой, которая уверяла, что мы сможем стать хорошими экономистами… Но в итоге она пошла на юридический, а я — на психологию.
О работе
Получив диплом, осталась работать в университете со студентами. Через 12 лет ушла в практику. Совмещала две работы: и психологом, и руководителем учреждения.
Сейчас возглавляю организацию с красноречивым названием «Семейная площадка»
О смысле участия
Разве все дружно поддерживали некогда инициаторов БНР, верили в их затею? Но благодаря идеям, усилиям этих патриотов очень скоро появилась БССР, а затем и независимая Беларусь. Если из-за моего участия в выборах-2015 обновится демократическое сообщество, появятся свежие лица в политике, снизится уровень страха в обществе — это тоже немалое достижение.
О подписях
107 тысяч подписей, которые мы сдали в ЦИК, и 13 тысяч, которые, по разным причинам, не прошли внутренний контроль и не были сданы, — это не успех, а просто выполненная задача. Успех — это если бы мы собрали порядка 200 000 подписей: как в прошлой кампании. Мы смогли выполнить задачу, потому что к нам пришли новые люди, более 300 человек, а также нам помогали активисты всех демократических партий и движений, за что им — большое спасибо!
О дырке в бюджете
Где бы я ни встречалась с людьми, беседы в принципе выходят на одну тему: плохо прежде всего то, что власть не уважает людей. Например, КУП ЦПХ «Освейский» и другие предприятия заставляют сотрудников под угрозой выселения из домов делать отчисления в Верхнедвинское райпо в размере 30 процентов от заработка. На эту сумму потом можно отовариться, только цены на продукты здесь… выше, чем в других сетях! Разве это эффективный путь решения проблемы убыточности предприятий?
Вот и выходит: что в Минске, что в Верхнедвинске вертикаль исправляет свои косяки за счет населения. Разница, возможно, лишь в том, что на местах чиновники работают просто топорно — как в случае со спасением магазинов райпо. Ну а в центре «мудрят»: то налог на тунеядцев введут, то плюс тридцать процентов на валюту, то предлагают брать плату за вход в поликлиники…
Ясное дело, дыру в бюджете время от времени эдаким образом заткнуть можно. Но если так будет продолжаться, то бюджет станет одной сплошной дырой.
О высказывании президента
На пресс-конференции для негосударственных СМИ президент Беларуси сказал, что уважает меня за отношение к белорусскому языку. Не знаю, почему из целого ряда поднятых мною проблем он упомянул только эту…
Что ж, лишнее доказательство ее важности. У меня часто спрашивают, поддерживаю ли я идею запретить русский язык? Нет, моя позиция — в возвращении реального двуязычия, поскольку белорусский сегодня используется гораздо меньше. Но справиться с языковой диспропорцией с наскоку не удастся: процесс белорусизации должен происходить постепенно, мирно и без насилия.
О «не женском» деле
Вначале много говорили, но сейчас о том, что женщинам нечего делать в политике, предпочитают помалкивать. Хотя мужчины иногда и говорят, что не доверяют «кандидатке». Отношусь к таким репликам спокойно. Ну, может, этим мужчинам не повезло в жизни с женщинами… Сочувствую!
Об идеях
Все долгие 20 лет противостояния с Лукашенко демократы пытались завоевать народное признание, идя к людям со своими идеями — той же демократии, прав человека, либеральной экономики… А мы с коллегами из «Народного референдума» пошли к людям, чтобы не своим представлением о жизни делиться, а услышать их идеи о том, с чего следует начать перемены в стране, что глубинку, да и столицу волнует больше всего? Выяснилось: это не права человека и не рыночная экономическая модель. Прежде всего это — экономика, зарплаты, социальные болячки… И сейчас я, мы популяризируем народное представление, народные идеи о том, что надо сделать для лучшей жизни граждан.
О регионах
Во время сбора подписей за 53 дня я побывала более чем в 40 городах и местечках, деревнях страны. От Витебска с Могилевом и Брестом до Ставров Оршанского района, Домачево Брестского, властями начисто забытой деревеньки Прудище Речицкого и Соболи в чернобыльской зоне Гомельщины… Главное впечатление — жизнь там очень тяжелая, экономика, быт, семьи рушатся. В Березе мы познакомились с директором двух производств, который сам стоит на рынке, чтобы продать свою продукцию. В Прудище ровесников революции 1917 года оставили без воды. В Барани практически умер градообразующий завод «Лес», без которого раньше советские космические корабли не могли взлетать… О каком космосе разговор?! Сегодня мы в крутом пике… Ранее процветающие деревни убиты отсутствием работы и пьянством, развитие регионов давно прекратилось, а раз нет перспективы — уезжает молодежь, вымываются кадры из социальной инфраструктуры, люди оказываются на задворках жизни, выживают кто как может.
О власти
Сегодня Беларусь не в застое, а в кризисе. Чтобы выйти из него, надо сменить команду тех, кто управляет страной, сменить подходы. Я хочу доказать обществу, что мы уже сегодня платим втридорога за плохие решения властей. Если сменим власть и начнем реформы, то построим успешную страну, где власть будет уважать своих граждан, и мы будем уверены в своем будущем.
О традиционных демлидерах
Традиционные рейтинговые демполитики отказались участвовать в выборах: хотя и готовились к ним полтора последних года, но в итоге перессорились и отказались от борьбы. Сожалею: выдержи, договорись они между собой, всем бы нам было проще.
Белорусы сейчас гнобят всех: и себя, и ближнего своего. Согласна с Макаревичем: нужно больше любви, где любовь — там и уважение. Нам следует принять самих себя и стать более солидарными, более сочувствующими. Мы ведь пытаемся объединить людей не вокруг новичка в политике Татьяны Короткевич; мы хотим показать, что лидеры сменяются: уходят одни и приходят другие.
О радикализме
Народ хочет перемен, но — перемен мирных. Белорусам претят радикализм и авантюризм. Я за взвешенность, я против того, чтобы бросаться на амбразуру, я против игры в русскую рулетку — надо договариваться, нам не нужны потрясения, нам претят безрассудные авантюры, непродуманные риски… Мне важно, чтобы мой сын вырос в безопасности, здоровым и счастливым. Чтобы он любил и не знал, что такое — ненавидеть.
О голосовании
Сейчас интересный период — очень разрушительный, деструктивный и депрессивный, но из него может вырасти что-то новое, просто надо смотреть вперед.
В том, какой выбор сделают наши избиратели, важным фактором будет доверие. Я и моя команда делаем все, чтобы получить наибольшую поддержку. Успехом для нас будет достижение цели: сделать так, чтобы больше белорусов осознали, что они — граждане, что их голос должен быть услышан, и чтобы он влиял на принятие решений. Это произойдет, когда все поддерживающие мирные перемены придут и проголосуют за меня на выборах. А победа будет тогда, когда мы добьемся диалога и начала реформ.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…