Categories: Диагноз

Политическая буффонада

Как и предполагалось, 10 сентября Центризбирком на своем заседании зарегистрировал четырех кандидатов в президенты: Александра Лукашенко, Сергея Гайдукевича, Татьяну Короткевич и Николая Улаховича. Рутинная процедура. 

Главный кандидат — действующий президент — на регистрацию не пришел. И его неучастие в официальной процедуре было очень заметным, даже демонстративным. Как говорят в таких случаях, он сиял своим отсутствием. Чтобы понять, почему А. Лукашенко игнорирует такую важную процедуру избирательной кампании, нужно обратиться к истории.

В кампании 2001 года президент пришел на регистрацию, вежливо поздоровался со своими конкурентами Семеном Домашем и Владимиром Гончариком. И во время президентских выборов 2006 года он также явился. Но попал в неприятную ситуацию. Александр Козулин выступил с заявлением, в котором не очень вежливо высказался об Александре Лукашенко. Он обратился к нему на «ты», по-панибратски назвал «Александром». Глава государства едва выдержал эту неприятную процедуру и ушел через черный ход, не подав руку оппозиционным кандидатам. Именно после этого в законодательство была внесена поправка, которая не обязывала претендентов на пост президента присутствовать на регистрации.

Поэтому в 2010 году А. Лукашенко уже не приходил на эту процедуру. Там было аж восемь оппозиционеров. Можно было не сомневаться, что они попытаются использовать трибуну ЦИК, присутствие там самого главы государства, большого количества СМИ, чтобы выступить с громкими заявлениями.

И на этот раз он не пришел. Поэтому и процесс регистрации перенесли из Дворца Республики в Дом правительства, помещение ЦИК. То есть уменьшили весомость, важность, статус самой процедуры.

Кроме того, чтобы не нарваться на неприятные заявления оппонентов, это демонстративное игнорирование А. Лукашенко избирательных процедур несет еще одно послание обществу. Смысл такой тактики состоит в том, что он всем своим видом демонстрирует: я в этой президентской кампании не участвую. Мол, я работаю, выполняю свои президентские обязанности, мне некогда заниматься этим шоу. Конечно, такое позиционирование — это не более чем игра, рекламный ход. На самом деле А. Лукашенко активно участвует в избирательной кампании, каждый день появляется в СМИ.

И самое главное, президент стремится показать электорату, что он не обычный кандидат, один из четырех, а абсолютный и безусловный фаворит. Поэтому действующий глава государства не может опуститься до того, чтобы приходить, как все другие претенденты, на регистрацию, сидеть с ними в одной комнате. Он считает, что они ему не ровня, и его появление в здании ЦИК повысило бы политический вес оппонентов, могло бы послужить для них рекламой.

Но отвлечемся от формальной процедуры и попытаемся вникнуть в содержание последнего этапа президентской кампании, прежде всего, обратим внимание на список кандидатов в президенты с точки зрения политического качества. Бросается в глаза, что в отличие от предыдущих выборов, среди оппонентов А. Лукашенко нет политических тяжеловесов, нет претендентов, действительно стремящихся одержать победу, занять пост президента. Все соперники действующего главы государства решают в ходе этой кампании какие-то свои локальные задачи, и особо не скрывают этого. Что еще больше создает впечатление некой дешевой имитации, неуклюжей пародии, легкой буффонады, незатейливой бутафории. Это принципиально отличает нынешнюю президентскую кампанию от всех прежних.

Но важно обратить внимание, что пока президентская кампания бессодержательна не только в плане политического качества кандидатов, но и в смысле идей, проектов будущего страны. И это свидетельствует о том, что Беларусь вступила в период исторической паузы. Бывают такие эпохи, которые можно оценить как исторические пустоты. Или периоды застоя. И мы теперь в его самой середине.

Новым является наличие в списках кандидатов двух спарринг-партнеров А. Лукашенко. На предыдущих выборах эту роль выполнял один политик — Сергей Гайдукевич. Теперь к нему добавился еще и Николай Улахович. Что говорит о некой более сложной игре, на которую, казалось, белорусские власти неспособны.

Дело в том, что выставлять и искусственно надувать подставных кандидатов-фриков в качестве будто бы оппонентов А. Лукашенко — это всегда определенный риск для власти. Ибо управление таким процессом имеет свои пределы. А вдруг народ поверит и примет политическую куклу за реальность? А вдруг на каком-то этапе фрик вкусит сладость политической борьбы, почувствует азарт, выйдет из-под контроля, и начнет всерьез бороться за президентский пост?

Кстати, в этом смысле фигура Н. Улаховича может служить подтверждением таких опасностей. Когда казачий атаман только появился на политическом горизонте в качестве претендента на президентский пост, многие эксперты и СМИ тут же заговорили о нем, как о пророссийском кандидате, ставленнике Москвы. Однако он молчал, никаких заявлений не делал, интервью практически не давал, и такие разговоры утихли. Но вот официально зарегистрировавшись в качестве кандидата, Н. Улахович дал интервью интернет-порталу tut.by. И объявил, что Беларусь — часть русского мира, Россия должна была забрать Крым давно, а он выступает за интеграцию нашей страны с РФ. И с неподдельной непосредственностью и искренностью политического неофита заявляет: «Я могу оторвать часть электората у президента».

Вряд ли он сам до конца осознает, что говорит. Но в политике часто бывают непредвиденные последствия даже хорошо спланированных действий. В Беларуси, согласно социологическим опросам, 12-15% населения приветствовали бы присоединение страны к России. А если эти люди увидят в Н. Улаховиче своего кандидата? А если к кампании в его поддержку подключится РФ, причем, даже не на официальном уровне, а используя интернет-ресурсы, социальные сети? На самом деле джина из бутылки выпустить легко.

Никогда раньше на президентских выборах не было такого глубокого раскола в оппозиции. Сейчас мы четко видим две принципиально различные, даже противоположные тактики. Кампания «Говори правду» поддерживает Татьяну Короткевич и призывает электорат прийти на выборы и проголосовать за нее. Казалось бы, единый кандидат, которого так долго и мучительно искала оппозиция, появился естественным путем.

Однако большинство оппозиционных структур призвали население не участвовать в избирательной кампании, игнорировать ее, на том основании, что справедливых выборов в стране нет. Это такая скрытая форма бойкота. В поддержку этой тактики Николай Статкевич провел в четверг достаточно массовый пикет.

В такой тактике есть, по меньшей мере, непоследовательность. Ведь целых два год лидеры оппозиции пыталась выбрать единого кандидата. Так тогда они не знали, что в стране нет выборов, и только сейчас узнали?

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Морковный сок

Страсти по Татьяне

Игра политзаключенными

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023