Лукашенко forever
Если у меня в комнате одно окно, то какой у него рейтинг? Михаил Жванецкий В Беларусь пришел праздник. Нет, не президентские выборы и их всем известные итоги. Этот скучный и затасканный ритуал не может быть праздником, как бы власти ни старались.
А вот присуждение Нобелевской премии по литературе Светлане Алексиевич — это редкий момент мирового признания белорусского гражданина, выдающееся событие для Беларуси. Но оно поставило А. Лукашенко в очень неудобную ситуацию. Не только потому, что знаменитая писательница является его принципиальным идейным оппонентом. Ведь А. Лукашенко постоянно выражает претензии белорусским писателям, что они не создают выдающихся произведений, не написали до сих пор «Войну и мир». Так вот, пожалуйста, Светлана Алексиевич получила признание, выше которого в мире нет. И тут выясняется, что за время правления А. Лукашенко белорусские государственные издательства не печатали ее книги. Нет пророка в своем Отечестве.
И, наконец, премия присуждена за три дня до выборов, переключив тем самым внимание СМИ на нобелевского лауреата. Как метко заметил писатель В. Мартинович, на президентских выборах в Беларуси победила Светлана Алексиевич.
Что касается собственно выборов, то они прошли по традиционному белорусскому сценарию. Даже скучно от того, насколько все привычно, предсказуемо и прогнозируемо.
Важной особенностью этих выборов были апатия, безразличие, равнодушие, низкая политическая активность населения. Это стало едва ли не главной проблемой для власти. И чтобы перебить эту неблагоприятную тенденцию, политическое руководство, во-первых, провело беспрецедентную по масштабам мобилизацию населения для обеспечения явки. Был задействован весь госаппарат. Во-вторых, власти решили оглушить общество и наблюдателей фантастическими цифрами всенародной активности. Таков был ответ властей на отсутствие живого интереса людей к этим выборам.
Понятно, что те цифры, которые дает ЦИК, имеют весьма отдаленное отношение к подлинному народному волеизъявлению. Они интересны только в том плане, что хочет нам продемонстрировать власть.
Как обычно бывает в подобных случаях, неразумное усердие, максимальное включение административного давления привело к результату, который выглядит несколько абсурдным. В досрочном голосовании приняли участие 36,05% избирателей. Рекорд. На выборах 2010 года эта цифра составляла 23,1% избирателей, а в 2006 г. проголосовали до дня основного голосования 31,3% граждан. При этом важно отметить, что явка на участках, где присутствовали независимые наблюдатели, была почти в два раза меньше, чем на тех участках, где они отсутствовали.
Всего на выборы, согласно данным ЦИК, пришло 87,2%. Это несколько меньше, чем в ходе президентских кампаний 2006 и 2010 годов, когда, по официальной информации, явка составила свыше 90%.
А вот объявленная цифра проголосовавших за А. Лукашенко стала рекордной. Собственно, президент Беларуси, не стесняясь, заказал себе нужный результат за несколько дней до выборов. Во время посещения нового участка второй минской кольцевой дороги глава Беларуси заявил: «И если президент сильный, как вы всегда меня поддерживали — 80%… Если я приезжаю и веду переговоры, он понимает: 80% за него проголосовало, весь народ за ним стоит, значит, он выражает его интересы». Несчастного Б. Обаму, который получил чуть больше 50%, наверное, никто в мире не уважает по этой причине.
Но заказ исполнен. По предварительным данным Центризбиркома, за действующего главу государства проголосовало 83,49%. В 2001 году А. Лукашенко набрал 75,65% голосов, в 2006 г. — 83%, в 2010 г. — 79,65%. «Всё выше, выше и выше стремим мы полёт наших птиц». Причем, чем хуже социально-экономическая ситуация, чем хуже народ живет, чем меньше зарплаты, тем больше народ доверяет своему президенту. Какой-то политический мазохизм.
Зачем нужны властям такие несусветные, заоблачные, фантастические цифры, не европейские, а среднеазиатские показатели всенародной любви? Просто власти решили нейтрализовать, компенсировать большое разочарование людей в государственной политике огромной дозой оптимизма. Другое дело, поверит ли народ?
Главной интригой этих выборов был только один вопрос: сколько голосов власти дадут кандидату оппозиции Татьяне Короткевич? Напомню, что согласно сентябрьскому социологическому опросу НИСЭПИ, за кандидата от кампании «Говори правду» готовы были голосовать 17,9%. Исследование проводилось еще до выступлений кандидатов по ТВ. Можно предположить, что в результате агитационной кампании мобилизации и поляризации электората, рейтинг Т. Короткевич стал еще больше. По крайней мере, явно выше 20%. Интересно, что на одном из участков в районном городе Рогачеве избирательная комиссия разрешила наблюдателям (невиданное дело!) следить за подсчетом голосов. В итоге Т. Короткевич набрала 25%.
Власти дали оппозиционной кандидатке 4,42%, правда, поставив ее на второе место после А. Лукашенко. И это было вполне предсказуемо. Ибо, согласно официозному идеологическому конструкту в Беларуси нет оппозиции, нет оппозиционного электората, весь народ любит президента и голосует за него. Оппозиционеров только 400 человек, говорил А. Лукашенко, отвечая на вопросы журналистов на избирательном участке.
Кроме того, власть явно недовольна тем, что Т. Короткевич несколько подпортила благостный и почти идеальный сценарий президентской кампании, придуманный на политическом верху. А. Лукашенко во время разговора на избирательном участке не мог скрыть своего раздражения своей конкуренткой. Он заявил: «Президент в нашей стране занимается многими вопросами — от безопасности до экономики, которые человек в юбке пока, наверное, не сможет исполнять, а если и сможет, то наше общество к этому еще не готово… Короткевич вполне нормальный вменяемый человек». Слово «вменяемый» означает, что человек способен действовать сознательно и нести ответственность за свои поступки. Так вот оказывается и женщина в политике может быть нормальной, адекватной и нести ответственность за свои поступки! В том смысле, что каких только чудес не бывает в нашей жизни. Дескать, даже в юбке можно быть человеком.
Еще одна удивительная цифра. В Минске против всех проголосовали 20,6% минчан, пришедших на выборы. Каждый пятый. Т. е. даже согласно официальным данным, в столице накоплен немалый потенциал для недовольства. Уж никак не 400 человек.
И, наконец, совсем уж комичная ситуация, выявляющая скрытую суть белорусских выборов. За Н. Улаховича проголосовало меньше человек, чем он собрал подписей. У властей не хватило здравого смысла, чтобы согласовать одну цифру с другой, дабы был баланс.
Валерий Карбалевич
Читайте также в рубрике «Диагноз»: