Дело хаус-мастера: очередной сезон
Мы, потребители услуг ЖКХ, как пионеры, «всегда готовы» к «утяжелению» жировок. А чего еще нам ждать от очередной реформы?
О проблемах ЖКХ и необходимости их решения в нашей стране говорят не первый год на всех уровнях: и правительство, и местные власти, и депутаты, и рядовые граждане. Несмотря на разговоры, ситуация не улучшается
Три цифры — и нет проблемы?
С весны в двух районах Минска — Партизанском и Первомайском — идет уникальный эксперимент в сфере ЖКХ, который в случае успеха должен стать примером для всей страны. Сокращается количество управленцев. ЖЭСы уступают место жилищно-эксплуатационным участкам, объединившим лучших работников. Укрепляется в обиходе красивое понятие «хаус-мастер». Еще одно звено в этой цепи, призванной обеспечить жильцам комфорт и оперативность в решении их бытовых проблем, контакт-центр с коротким номером 115, куда можно звонить круглосуточно. Не убирается подъезд, пропало электричество, нет горячей воды? В таких случаях жильцы набирают «спасающие» цифры.
Началась обкатка единой дежурно-диспетчерской службы городского ЖКХ, в полном объеме сервис стартовал в Минске в ноябре. Специалисты каждый час принимают сотни заявок, которые тут же передают диспетчерским службам участков. Иногда звонки идут сплошной чередой. Среди самых популярных обращений — замена смесителя, ремонт патрона в люстре. Достаточно обращений и по поводу недоработок — нет освещения в подъездах, грязь возле мусоропроводов…
Пик звонков приходится на утро и вечер, когда люди или еще дома, или уже вернулись с работы. Но самое популярное обращение касается именно «службы 115». Не верим мы в добро со стороны «монстра» ЖКХ! Люди звонят снова и снова, переспрашивают, неужели действительно больше не надо звонить ни по каким другим телефонам в поисках электрика, сантехника или дворника?! Приходится операторам терпеливо объяснять, что заявка напрямую передана на участок, а ее исполнение можно отслеживать в специальной компьютерной программе. Да и сами жильцы (ну не чудо?) в любое время дня и ночи могут теперь узнать, почему, к примеру, до сих пор не починили замок в подъезде или не убрали мусор на лестничной площадке. Кто-то уточняет фамилии коммунального руководства, кто-то интересуется ходом ремонтных работ, из-за которых внезапно отключили воду. Какой номер телефона у паспортиста? Куда подавать показания счетчика воды?..
Услуга пока доступна только абонентам Белтелекома, то есть со стационарного телефона, который, к слову, определяется при звонке в колл-центр. Но уже идут переговоры с мобильными операторами, от которых ждут сотрудничества и социально ориентированных тарифов — максимально лояльных цен на звонок 115.
Кстати, достижения и неудачи этого масштабного эксперимента специалисты со всей страны обсуждали на специальном семинаре по реформированию системы ЖКХ с участием вице-премьера Анатолия Калинина. Специалистам была представлена новация из сферы IT-технологий — портал komplat.by и мобильное приложение к нему. Участникам семинара напомнили и о создании единого расчетно-кассового центра, в который войдут все 43 РСЦ Минска. Преимущества в этом больше для специалистов. Жирный плюс для рядового потребителя — возможность оплатить коммунальные услуги одним платежом.
Наконец, на семинаре состоялось знакомство с настоящими хаус-мастерами в новом облике — в современной униформе, со специальным чемоданчиком для инструментов. Каждый из них работает по схеме: обнаружил недостаток — устранил его. Не получилось — предупредил мастера участка, а тот вызвал ремонтную бригаду. Каждый подъезд нужно обойти дважды в неделю, подвал — два раза в месяц. Все, как прописано в технологической карте. Жильцы-«экспериментаторы» постепенно привыкают, что за их домом закреплен один человек, и уже сами предупреждают его о поломках. Номер мобильного — в квитанции об оплате услуг.
По-настоящему революционное решение для большого города — выбор единого оператора по вывозу и обезвреживанию отходов в каждом микрорайоне. Сейчас этим занимаются три организации, что для столицы не подходит. Требования к новому оператору конкретные: не только вывозить общий мусор, но и извлекать из него вторичные ресурсы. За это спросят очень строго. Извлечение вторичных ресурсов сегодня не превышает 15 процентов. К 2020 году эта цифра должна вырасти до 25 процентов.
Многое из задуманного пока еще на бумаге. Эксперимент в Минске продвигается медленно, но в правильном направлении, считает вице-премьер. Основная цель — отделить заказчика услуги от исполнителя — достигнута. Главное, чтобы в пылу реформ не забыли об обычном потребителе, который должен стать главным в сфере ЖКХ.
Избавится ли ЖКХ от «накипи»?
Больше года минуло с тех пор, как рабочая группа под руководством Александра Якобсона, помощника президента — главного инспектора по Минску составила «дорожную карту» реформ в ЖКХ. Ее цель — создание прозрачной среды формирования цен на коммунальные услуги и повышение их качества, ориентация на новые формы обслуживания, создание конкурентной среды для снижения затрат, избавление от нерациональных расходов, которые влияют на себестоимость услуг.
Реорганизовывать есть что. До недавнего времени Минжилкомхоз насчитывал 520 организаций. Из них непосредственно в его ведении только 8, в том числе 6 государственных и 2 акционерных общества. Система разнородна по своей организационной структуре и по источникам финансирования. Например, из 57 единиц штатной численности ГО «Жилищно-коммунальное хозяйство Минской области» 16 должностей (28%) являлись руководящими. Среди них генеральный директор, 4 его заместителя, 11 начальников отделов и секторов. При отсутствии активной финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерии 6 человек, общий отдел — еще 9, а один из заместителей гендиректора руководил работой отдела, состоящего из 5 специалистов.
В расходах ЖКХ есть, кроме излишней численности работников, еще много неправедного: выполнение несвойственных должностным обязанностям работ, которые неоправданно отнесены на техническое обслуживание жилфонда. Неконтролируемые потери в тепловых сетях, увеличение себестоимости за счет оплаты транзита тепла, отсутствие финансовой системности, дисциплины и как следствие — нецелевое отвлечение средств. Можно добавить и наличие потерь в тепловых сетях из-за несвоевременной модернизации.
Отдельная тема — непрофильные активы — расходы, никак не связанные с основной производственной деятельностью. Во время работы комиссии были выявлены многие подобные факты. Организациям ЖКХ передаются здания и сооружения бывших военных городков, оздоровительных лагерей, производственных и сельскохозяйственных предприятий, пожарных депо, контрольно-пропускных пунктов пограничных переходов, объектов бытового обслуживания. И хотя передается все безвозмездно, потери от содержания весьма существенны. Это хорошо ощутило, в частности, Кобринское ЖКХ. Годовые убытки от содержания аквапарка составили 4,4 млрд рублей. Одной из организаций ЖКХ Витебска пришлось принять не только убыточное УКПП «Витпласт», но и его кредиторскую задолженность в 2,7 млрд рублей, а всего на годовое содержание этого «подарка» понадобилось 7,4 миллиарда. Годовые убытки предприятий ЖКХ, обусловленные обслуживанием и содержанием непрофильных активов, впечатляют еще больше. В 2013 году они составили более 106 млрд рублей, а в 2014-м — превысили 150 миллиардов! Думается, ответ на вопрос, из чьих карманов оплачивается бесхозяйственность государственного масштаба, очевиден.
Конечно, вольности финансовой дисциплины можно законно ограничить и конкретизировать, если есть объективные нормы и нормативы ЖКХ. НО! Многие из документов не менялись более пяти лет, а некоторые, представьте себе, — с 1950—1960-х годов!
Сегодня удалось, правда, сделать едиными нормативы на водоснабжение, теплоснабжение и техническое обслуживание домов, а до этого в них включались общепроизводственные, управленческие(!) и прочие расходы. Ожидаемая экономия составит 177 миллиардов рублей в год.
По мнению руководителя рабочей группы Александра Якобсона, в самом ближайшем времени более строгим и объективным станет утверждение удельных норм расхода топлива и электроэнергии. Появилась наконец возможность реального начисления амортизации с учетом отраслевых особенностей, что позволит сэкономить более 200 млрд рублей. Упрощается пересмотр планово-расчетных цен на услуги ЖКХ. Все это создаст сбалансированную, прозрачную и простую в понимании структуру их стоимости. Общий экономический эффект — более 600 миллиардов.
Откровенно огорчает, что эти и другие благотворные изменения все еще ждут своего времени. Правительство не спешит вносить на утверждение президенту разработанные акты, споткнувшись на их согласовании. Неоправданные затраты по-прежнему возможны из-за отсутствия разделения функций заказчика и подрядчика. Получается выгодный для некоторых заколдованный круг: коммунальные организации сами заказывают работы, выполняют их, сами оплачивают и сами себя контролируют. Такой подход губителен, потому что он способствует коррупционным проявлениям, которые, как показала деятельность рабочей группы, лежат на поверхности.
Не хозяин в своем доме
Сегодня в Беларуси за все происходящее с жильем юридически отвечает эксплуатирующая организация, а не собственники жилья. Причем эти организации в большинстве случаев государственные. Собственники же чаще всего не умеют и не хотят участвовать в управлении жильем. Чтобы изменить ситуацию в целом, людей надо заинтересовать и научить.
Как отметил на «круглом столе» в Минске исполнительный директор ассоциации менеджмента недвижимости в Беларуси Геннадий Каленов, пока стабильность сферы ЖКХ обеспечивается за счет жесткого администрирования и простоты управления, а в странах Западной Европы стабильность обеспечивается за счет сложной системы саморегуляции и профессионального управления. Там обычной практикой является, когда именно собственник отвечает за содержание жилья и решения, связанные с его эксплуатацией. Например, в Эстонии нет чиновников, курирующих ЖКХ — ни в мэриях, ни в правительстве. Безусловно, в Беларуси речь не идет об упразднении Министерства ЖКХ, но очевидно, что в стране необходимо принять меры для более эффективной работы сектора, отметил Геннадий Каленов. Суть изменений, безусловно, не в том, чтобы сделать у нас так, как у них, а в том, чтобы система была устойчива и не нуждалась, как теперь, в субсидировании.
К примеру, организация и проведение капитального ремонта частного жилого фонда проводится государственными организациями с частичным бюджетным финансированием. Эта схема, как и вся система ЖКХ Беларуси — благодатное поле для коррупции, считает юрисконсульт общественного объединения «Правозащита потребителей», председатель товарищества собственников Владимир Новосяд: «Объем рынка ЖКХ исчисляется миллионами долларов, убытки закладываются изначально при формировании бюджета. Затем система получает дотации. В результате денежные потоки размываются, контроль со стороны собственников и общественности затруднен. Система управления и эксплуатации жилых домов в современной Беларуси во многом осталась советской с доминированием государственных организаций-монополистов. При этом в отношении системы ЖКХ существует стереотип, что сохранение советских традиций — самая надежная гарантия нейтрализации политических рисков. В таком случае возникает вопрос, почему столь значительно количество жалоб на систему ЖКХ? Люди жалуются на проблемы проведения капремонта, низкое качество услуг и т.д.
Проблема в том, что жилищно-коммунальная сфера страдает от конфликтов интересов, когда государство — и законодатель, и управляющий, и контролер. Заинтересованные в сохранении «старых порядков» очень умело используют невежество населения».
По скромным подсчетам, на реформу в сфере нынешнего ЖКХ понадобится около 15 лет… Будем ждать. Это мы умеем, согласитесь.
Светлана Балашова
Читайте также: