Сколько еще раз?
6 ноября А. Лукашенко в пятый раз принес присягу на верность Конституции. Многие читатели смутно представляют, а сколько раз вообще можно занимать высшую должность в государстве? Попробуем разобраться.
С чего все началось?
В соответствии с Конституцией в июне 1994 г. были проведены первые президентские выборы. На них победил А. Лукашенко. 20 июля 1994 г. он поклялся «…служить народу Республики Беларусь и соблюдать Конституцию и законы Республики Беларусь…».
Однако с соблюдением Конституции и законов у первого президента не все получалось гладко. Так, до референдума 1996 г. Конституционный суд признал в качестве противоречащими Конституции 16 указов и одно распоряжение президента. Это более чем достаточно для начала процедуры импичмента (отрешения от должности). Перед референдумом 1996 г. такая процедура началась по инициативе 73 депутатов Верховного Совета 13-го созыва. Началась, но не завершилась. В силу ряда обстоятельств, в том числе по причине вмешательства России, рассмотрение дела «об импичменте» было перенесено на «потом». А там и прекратилось.
Референдум-96 как новый этап истории
6 сентября 1996 г. по инициативе А. Лукашенко был назначен референдум. На него выносились две группы вопросов: четыре вопроса — от президента и три вопроса — от группы депутатов.
От президента выносились вопросы, которые касались переноса Дня независимости Республики Беларусь, принятия изменений и дополнений в Конституцию, возможности купли-продажи земли, отмены смертной казни.
Депутаты Верховного Совета предложили на референдум свои вопросы: о принятии новой редакции Конституции без должности президента, о возможности выборов руководителей местных органов исполнительной власти и о финансировании органов власти исключительно из бюджета.
Однако депутатам сразу стало ясно, что их вопросы не составят конкуренции инициативе президента. Надо было как-то предотвратить проведение референдума. Тогда председатель Верховного Совета 13-го созыва С. Шарецкий обратился в Конституционный суд о проверке конституционности референдума.
4 ноября 1996 г. Конституционный суд принял решение о недопустимости обязательного голосования по вопросу о поправках в Конституцию. Указание на это решение содержалось в отпечатанных бюллетенях. Это означало, что с точки зрения законодательства изменения и дополнения в Конституцию не могли быть введены в действие независимо от результатов голосования. Окончательное решение об изменении и дополнении Конституции мог принять только Верховный Совет.
9 ноября 1996 г. (за две недели до дня референдума) началось досрочное голосование. Оно сопровождалось использованием административного ресурса. В этой связи тогдашний председатель Центризбиркома В. Гончар 14 ноября провел пресс-конференцию. На ней он заявил, что при таком ходе досрочного голосования не утвердит итоги референдума. На следующий день он был освобожден от должности президентским указом, а на его место была назначена Л. Ермошина. Многочисленные нарушения законодательства были проигнорированы новым составом Центризбиркома и провозглашены «победные» итоги референдума.
Вопреки решению Конституционного суда, новая редакция Конституции была введена в действие. Верховный Совет Республики Беларусь 13-го созыва был распущен, а Конституционный суд вынужден был прекратить свою деятельность.
В новой редакции Конституции записали, что президент сохраняет свои полномочия, и они начинают исчисляться «со дня вступления в силу настоящей Конституции» (ст.144).
Эта норма подлежит особой юридической оценке, поскольку является противоречивой и вводит в заблуждение даже юристов. Например, из ее текста неясно, какую Конституцию считать «настоящей»: Конституцию 1994 г. или «поправки» в нее? Непонятно также, почему полномочия президента сохраняются, а всех остальных лиц прекращаются? И, наконец, на каком основании полномочия президента исчисляются со дня вступления в силу «настоящей» Конституции, а не со дня принесения присяги?
Полагаю, что включение такой «поправки» в Конституцию явилось преднамеренным противоправным действием, которое позволило легализовать удержание государственной власти без всяких выборов в течение пяти лет.
Что было потом?
Как известно, отстраненный от должности В. Гончар предпринял попытку организовать очередные президентские выборы в мае 1999 г. (в связи с окончанием пятилетнего срока полномочий первого президента. — Авт.). Эта попытка завершилась печально для всех участников избирательной кампании. В том же году ушли в небытие Г. Карпенко, Ю. Захаренко, В. Гончар.
Официальные президентские выборы были проведены лишь через 7 лет после вступления в должность первого президента, в сентябре 2001 г.
Дальше выяснилось, что в новой редакции Конституции осталась норма о том, что одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков. Снова пришлось изменять Конституцию и просить «народ» разрешить участвовать в выборах. Для этого был проведен очередной референдум в октябре 2004 г.
По этому референдуму также возникает ряд вопросов. Во-первых, можно ли было проводить такой референдум? Мне представляется, что, исходя из положений Конституции и избирательного законодательства, выносить такого рода вопросы на референдум нельзя. Во-вторых, мог ли президент использовать свои полномочия для создания себе каких-то преимуществ? Понятно, что нет. В-третьих, можно ли признать итоги референдума, который не должен был проводиться? Ответ очевиден.
Основываясь на действующем законодательстве и юридической логике, можно утверждать, что конституционная норма о двух президентских сроках остается незыблемой и неотменяемой.
Михаил Пастухов