Председатель правозащитного центра «Вясна», бывший политзаключенный Алесь Беляцкий подвел итоги года в интервью «Радыё Рацыя».
— В этом году вышли на свободу те, кого международная общественность считала политзаключенными. Это, безусловно, шаг вперед. Можно отметить еще какие-то положительные факты?
— Очень рад, что политические заключенные в Беларуси вышли на свободу, но это только полшага, который сделали белорусские власти под давлением международного сообщества.
К сожалению, мы отмечаем, что системных изменений в Беларуси за этот год не произошло. Ситуация с подавлением основных гражданских и политических свобод не изменилась.
В последние дни белорусские правозащитные организации приняли несколько документов, в которых выражают свою озабоченность и обращаются к белорусским властям и международному сообществу, белорусским гражданам с предложениями, чего нам нужно добиваться, чтобы в ближайшее время в Беларуси продолжились положительные изменения.
— Что в Беларуси зависит от местных властей? В Слуцке, например, позволили отметить годовщину «Слуцкага збройнага чыну», а в Свислочи за почитание повстанцев Кастуся Калиновского судят организаторов и участников…
— На самом деле права, которые записаны в Конституции — права на свободу проведения собраний и митингов, в Беларуси грубо нарушаются. Есть приятные исключения, но, к сожалению, их немного. И вот последний пример — в Березе запретили пикет, посвященный Международному дню защиты прав человека. Это как раз говорит о том, что белорусские власти продолжают системно бороться с правами белорусов.
— Наших коллег журналистов-фрилансеров очень часто наказывают штрафами. Им фактически не позволяют работать. Это тоже в поле зрения вашей правозащитной организации?
— Да, в своем заявлении мы об этом пишем. Мы определили пять насущных пунктов, и очень бы хотели, чтобы их срочно выполнили белорусские власти. Это не требует даже изменения законодательства.
Среди этих пунктов — прекращение политического преследования активистов, уголовные дела против политических и общественных активистов еще существуют. Я имею в виду дело граффитистов, дело Алеся Михалевича, дело журналиста Александра Алесина.
Мы также требуем регистрации неправительственных организаций и создания гарантий для возвращения в Беларусь политических беженцев. Мы требуем дать возможность работать без помех журналистам. Мы хотим, чтобы Беларусь начала системные изменения, чтобы общественные и политические права получили серьезное место в нашей государственной системе.
Ситуация сегодня заморожена, но она очень тревожная. Мы беспокоимся, что через некоторое время может произойти ухудшение ситуации с правами человека в Беларуси.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…