Categories: Экономика

Почему зарплата в $400 — предел для белорусов?

Сейчас доллар в Беларуси должен стоить около 19 тысяч рублей, если напрямую рассчитать его из курса российского рубля. Но цена на нефть, по мнению экспертов, может в следующем году установиться на уровне 50—60 долларов за баррель (а не меньше 40, как сейчас). При таком сценарии курс нашей национальной валюты откатится к 18 тысячам.

Что может произойти с белорусским рублем?

«Сегодня на мировых финансовых рынках курс доллара будет определяться не стоимостью нефти, а решениями Федеральной резервной системы США об изменении ключевой ставки, — утверждает эксперт-аналитик официального партнера компании «ТелеТрейд» в Беларуси Михаил Грачев. — Это решение может повлиять и на цену нефти, далее на курс российского рубля, а значит, и белорусского, который на 40% зависит от своего соседа».

На нас могут отразиться и теперешние проблемы рубля. «Если взять за основу товары народного потребления, услуги и сравнить их стоимость в Беларуси и России, то цена российского рубля устанавливается на уровне примерно 280 рублей, — рассуждает эксперт. — Из стоимости доллара по отношению к российскому рублю можно приблизительно оценить, что доллар у нас должен стоить около 19 тысяч рублей. Евро — в зависимости от соотношения с долларом».

Но Михаил Грачев не уверен в том, что российский рубль повторит рекорды прошлого года, когда курс доходил и до 80 рублей за доллар: «Российская экономика сейчас значительно больше приспособлена к новым нестабильным условиям и даже немного растет».

Тогда сценарий может быть и другим. На самом деле дешевая нефть сейчас не нужна никому, подчеркивает эксперт. «Производители не получают доходов, а потребители могут столкнуться с инфляцией. Поэтому я прогнозирую, что цена на нефть в 2016 году будет на уровне 50—60 долларов за баррель». При таком раскладе курс доллара в Беларуси будет близок к 18 тысячам. «А есть прогноз, что в январе 2016 года евро и доллар на белорусском валютном рынке встретятся в районе 18,5 тысячи рублей», — сказал Михаил Грачев.

На пользу национальной валюте может пойти и деноминация. Курс рубля немного укрепится в том случае, если люди воспримут новые деньги с большим доверием.

«Доллары у белорусов уже на ментальном уровне»

Еще один аналитик компании «ТелеТрейд», Жанна Кулакова, подводя итоги 2015 года, похвалила Нацбанк за то, что в мае ввели на валютной бирже непрерывный двойной аукцион.

«Нельзя сказать, что наш рубль стал резко укрепляться от этого или что у нас началась валютная стабильность. Но курс национальной валюты стал гибким, действительно рыночным, и благодаря этому у нас нет резких девальваций, ажиотажа в обменниках», — считает эксперт.

По мнению Жанны Кулаковой, Нацбанку давно следовало перестать регулировать курс и заняться инфляцией. Если посмотреть на статистику, то девальвация рубля к доллару за последнюю пятилетку была самая большая в 2011 году — 178,3%. За 11 месяцев 2015 года — 52,1%. При этом темпы инфляции были в этих годах совсем разными: 108,7% и 10,7% соответственно. Эксперты видят в этом позитив: незначительный рост цен важнее, чем курс рубля.

«Возьмем, к примеру, страны Евросоюза. Там население, скорее всего, вообще не знает курса евро к доллару. Для них главное, сколько они зарабатывают и как меняются цены», — заявил Михаил Грачев.

Однако у белорусов «долларизация на ментальном уровне». И поэтому у нас люди нервно реагируют именно на колебания курса, а не инфляцию. Все это относится и к производителям, продавцам. «Он привык, что товар стоит 10 долларов. И поэтому поднимает цену вслед за изменением курса. В этом году Нацбанк смог переломить эту тенденцию», — констатирует Жанна Кулакова.

«Адекватная зарплата белорусов — около $400»

Во многом низкую инфляцию в этом году объясняют и низким уровнем роста зарплат. Интересно, что средняя зарплата в долларовом эквиваленте с 2008 по 2015 годы менялась лишь в 2012-м и 2013-м, когда экономику «накачивали» деньгами, чтобы повысить доходы людей. Так в 2008—2011 годах средняя зарплата равнялась примерно 400 долларам. Затем шла сильная инфляция, и все это закончилось теми же 400 у.е.

«Это и есть адекватная зарплата в Беларуси, которую способна генерировать наша экономика», — подчеркнула Жанна Кулакова.

«Чтобы получать больше этих значений, нужна более высокая эффективность экономики, — добавил Михаил Грачев. — А для этого, в свою очередь, нужна модернизация производств с реальными инвестициями и технологиями. Мы как делали МАЗы, так и делаем. Так дальше продолжаться не может».

Однако дефолта Беларуси не предрекают. «Уровень выплат по долгам в следующем году — около 3 миллиардов долларов. А резервы у нас сейчас составляют 4,5», — сказала Жанна Кулакова.

TUT.BY

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023