Права человека: противостоять вызовам
В рамках проекта «Кухня ТВ» на сайте ПЦ «Вясна» состоялось обсуждение ситуации в правозащитном движении на постсоветском пространстве. В нем приняли участие известные правозащитники Алесь Беляцкий — вице-президент международной организации по правам человека, и Евгений Жовтис — председатель бюро по правам человека Казахстана. Вел передачу заместитель председателя правозащитного центра «Вясна» Валентин Стефанович. Предлагаем читателям наиболее интересные моменты этого обсуждения.
В.Стефанович: — Наши гости – не просто известные во всем мире правозащитники, это еще и люди, которые за свою деятельность были лишены свободы. Евгений, как вы оцениваете правозащитную деятельность в бывших республиках СССР?
Е. Жовтис: — Правозащитное движение нельзя отрывать от гражданского общества. Они теснейшим образом взаимосвязаны. Во многих постсоветских странах правозащитники – это своеобразная форма диссидентства. В Туркменистане их нет по определению, те, кто осмелился заявить о правах человека, давно сидят. В Узбекистане правозащитников очень немного, их возможности крайне ограниченны.
В родном мне Казахстане правозащитникам разрешили существовать. Некоторые организации зарегистрированы. Иногда ведется диалог с властями. Однако наши возможности невелики. Правозащитникам очень важно обращаться к гражданскому обществу. Без независимых СМИ сделать это невозможно. А их, независимых СМИ, у нас очень мало. Мы, конечно, делаем все, что возможно в нашей ситуации: мониторим ситуацию с соблюдением прав человека, других фундаментальных ценностей, проводим анализ событий. Но без независимых средств массовой информации эта работа не имеет полноценного выхода на казахстанское общество.
В. Стефанович: — Алесь, а какова ваша оценка?
А. Беляцкий: — Ситуация в Беларуси чем-то напоминает то, о чем говорил Евгений. Я бы поставил нашу страну по состоянию правозащитного движения в один ряд с Россией, Азербайджаном, Казахстаном, Киргизией. С другой стороны, у нас по соседству есть Украина, которая избрала европейский путь развития и которая столкнулась с мощным противодействием этому пути со стороны России. Наши коллеги в Украине работают совершенно в других условиях.
Легче было правозащитникам в недалеком прошлом и в России. У них был выход на широкую аудиторию, у них официально работают омбудсмены, различные советы по правам человека, другие правозащитные институты. Но авторитарные тенденции в России усиливаются. Давление на правозащитников возрастает. Их возможности очень быстро сужаются, а действия политизируются.
В. Стефанович: — Хочу сказать, что политизируются властями…
А. Беляцкий: — Власти не доверяют правозащитникам, начинают применять репрессивные методы. И сейчас наши условия сравнимы с условиями независимых журналистов. Уровень давления властей на них и на правозащитников одинаков. Власть не любит гласности, не любит критики. И те, и другие получают от власти по голове.
В. Стефанович: — В России, Казахстане есть хотя бы небольшие возможности довести до власти ситуацию с правами человека. А в Беларуси?
А. Беляцкий: — Эти возможности очень ограниченны. Мы имеем дело с тоталитарными режимами. Они руководствуются прагматичными интересами, главный из них – удержать власть. Но власть тоже неоднородна. Иногда она способна на определенные действия. Мы пытаемся работать с властью и обществом, вести диалог. Хотя, повторюсь, возможности очень ничтожны.
В. Стефанович: — Алесь, можно говорить, что наши правозащитники хоть как-то влияют на политику государства в области прав человека?
А. Беляцкий: — У нас ситуация в этом плане жестче, чем в России и Казахстане. Она черно-белая. Контакта между властью и гражданским обществом почти нет. Лет 15 назад все было по-другому. Тогда мы приглашали на свои заседания судей Конституционного суда, членов ЦИК, обсуждали, например, как изменить избирательное законодательство. Теперь этого даже представить нельзя. В начале 2000-х годов власть практически разгромила правозащитное движение. Мы сейчас работаем полулегально. Но мы работаем и в Беларуси, и в международных организациях. Через ООН, ОБСЕ, другие международные институты доводим свои мысли до мирового сообщества. И добиваемся результатов.
В. Стефанович: — Освобождение политзаключенных – тому яркий пример…
А. Беляцкий: — Как будут развиваться события в Беларуси? Евросоюз несколько изменил свою позицию после освобождения политзаключенных. Мы тоже готовы к диалогу с властью. Но хотим, чтобы он носил честный характер. Ведь власть очень часто использует контакты с правозащитниками как имитацию изменений, не предпринимая на самом деле ничего. Надо трезво смотреть на жизнь и не дать использовать себя в качестве этой самой имитации.
В. Стефанович: — А теперь поговорим о вызовах, которые стоят перед правозащитниками…
Е. Жовтис: — На фоне борьбы с терроризмом в числе врагов общества легко объявить правозащитников. Особенно в наших условиях, учитывая антизападную риторику. Мы уже замечаем давление на правозащитные организации, особенно в России. Да и на Западе в пику экономическим интересам ослабляется внимание к фундаментальным ценностям. Ключевые понятия прав человека превращаются в политическую риторику.
В. Стефанович: — Пропаганда опускается до уровня 70-х годов: «У вас нет свободы» — «А у вас негров линчуют»… И то, и другое – правда. Или возьмем войну в Украине. Это тоже вызов…
А. Беляцкий: — Да, война возле наших границ. 150 тысяч беженцев в нашу страну. Это оказывает влияние на ситуацию с правами человека. А если еще учесть агрессивную политику России…
После освобождения политзаключенных ситуация с правами человека в Беларуси как бы замерла. Все ждут. Что дальше? Проблема заморожена, и это выгодно всем. Европе — у нее есть более важные проблемы. Белорусским властям — система остается такой же… Но правозащитникам нельзя топтаться на месте. Надо, чтобы диалог по демократизации Беларуси продолжался. Не останавливался, как сейчас. А то ведь недолго и до отката назад, как в России, Азербайджане.
Полностью передачу можно посмотреть здесь:
Специально для «Снплюс» подготовил Иван Кобозев