Сообщения в республиканских СМИ о фактах нападения собак бойцовских пород на людей появляются в последнее время все чаще и чаще. Но белорусские чиновники и депутаты пропускают эту тревожную информацию мимо ушей. Между тем количество случаев со смертельным исходом увеличивается…
Жертвы есть, виновных нет
Несколько дней назад на странице в соцсети один молодой человек написал о трагедии: стая бродячих собак насмерть загрызла его отца в поселке Цегельня под Гомелем: «На отца напала стая диких собак и загрызла. Практически в поселке, в 500 метрах от дороги. Это все нельзя так оставить! Нужно, чтобы все знали об этом происшествии, надо принимать меры по уничтожению этих тварей!»
Десятки человек в комментариях подтвердили, что в Цегельне и других районах Гомельского района бродят стаи собак, которые нападают на людей. В прокуратуре Гомельского района рассказали, что действительно в лесополосе за населенным пунктом с рваными ранами на шее и в области предплечья нашли тело 64-летнего мужчины. По предварительной информации смерть наступила от кровопотери из-за поврежденных кровеносных сосудов. Прокуратура выдала предписание о принятии мер по отлову стаи собак и направила ходатайство местной организации охотников об отстреле опасных животных. Председатель Прибытковского сельисполкома Галина Чумакова сообщила: «Как правило, такие ситуации возникают каждую осень. Я сама не раз участвовала в отлове бездомных собак, эту нелегкую и неблагодарную работу мы проводим постоянно. Осенью дачники выбрасывают своих уже надоевших собак, уезжают домой, а собаки сбиваются в стаи и становятся неуправляемыми. Проблема в том, что лесополоса, в которой они обитают, находится близко от поселка, а по закону их нельзя там отстреливать…»
Могилевчанка Людмила Гуськова потеряла отца по вине соседской бойцовой собаки. Стаффордширский терьер напал на 82-летнего Николая Тимофеевича Вавилова. Последствия — рука в гипсе, головные боли. А через несколько дней он умер — атеротромботический инфаркт головного мозга. Дочь уверена: инфаркт спровоцирован нападением — собака повалила отца на землю, а отцу три года назад удаляли гематому в голове… Пытаясь призвать виновных к ответу, женщина обращалась в милицию и в ЖЭУ. Из администрации Ленинского района пришел ответ — за нарушение правил содержания домашних животных хозяев стаффа привлекли к административной ответственности — оштрафовали. Людмила и жильцы дома 55 по улице Якубовского, где произошел инцидент, возмущены: жизнь человека оценили незначительной суммой! Написали коллективное письмо депутату с просьбой избавить беззащитных людей от собак-агрессоров. Никакой реакции!
Жертвой нападения «хозяйских» собак стала витебчанка Оксана Долганова. Она шла по аллее у здания гимназии. Через открытую калитку со двора учебного заведения к ней выбежала большая собака. Ротвейлер обошел вокруг женщины, и она вдруг почувствовала резкую боль в правой руке, а затем собака потянула ее вниз. Из темноты выбежал хозяин пса и стал оттягивать его от жертвы, но тут из той же калитки появился второй ротвейлер и вцепился во вторую руку Оксаны. Прибежал второй человек и также стал пытаться утихомирить своего питомца, потом они оба поспешно удалились с места происшествия. На помощь окровавленной женщине подоспели двое случайных прохожих, которые вызвали «скорую». В результате ей пришлось лежать в больнице. Вернувшись домой, Оксана через социальные сети нашла очевидцев происшедшего. Более того, стало известно, что это далеко не первое нападение ротвейлеров на людей. Зверства этих собак знают многие в округе. Однако ротвейлеры и их хозяева держат в страхе не только жителей микрорайона, но и …милицию. По словам Оксаны, которая написала заявление, участковый признался ей, что не решается входить в квартиру одного из владельцев ротвейлера без сопровождения автоматчиков. Нетрудно догадаться, что никакого «дела» не появилось…
Шокирующий случай произошел с минчанкой, живущей в районе улицы Менделеева. Привычная прогулка с маленькой домашней собачкой стала для Татьяны настоящим кошмаром: огромный питбуль налетел на женщину и собаку, покалечив обоих. Хозяин агрессора спокойно удалился… Пострадавшая обратилась в больницу, а потом и в милицию. Результат оказался предсказуем: из милиции пришла отписка, виновника не нашли и, естественно, не наказали. Проверку по делу прекратили.
«Я много общалась с участковым, — рассказывала Инесса. — Была надежда, что милиция отреагирует, что-то сделает. Мы ведь сами приблизительно выяснили адрес, где может находиться собака. На это участковый сказал, что подозреваемого мужчину надо не только найти, но и официально опознать, а у него нет времени этим заниматься: «Я что, буду под домом дежурить и вылавливать его?» Проблема в том, что хозяин пса официально не живет там же, где и собака. На прощание участковый «успокоил»: будем ждать новых прецедентов. Видимо, надо, чтобы этот питбуль насмерть загрыз человека, а еще лучше — нескольких, может, тогда найдут его или введут наконец закон об ответственности хозяев собак за своих любимцев!
А по закону как?
В Беларуси действует перечень потенциально опасных пород собак, утвержденный постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ от 12 декабря 2001 года «О некоторых вопросах разведения, содержания, ввоза в Республику Беларусь, а также обучения владельцев потенциально опасных пород собак». В соответствии с этим документом, все владельцы собак потенциально опасных пород в трехмесячный срок должны пройти специальные курсы в кинологических клубах для получения удостоверения (справки) о порядке разведения, содержания и ухода за собаками. Контроль за исполнением возложен на государственную ветеринарную инспекцию. В то же время, что касается содержания потенциально опасных собак, то оно осуществляется в соответствии с другим документом — Правилами содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совмина от 4 июня 2001 года. Однако, как ни странно (а точнее, как у нас и происходит всегда в законодательстве), данное постановление, вместо того чтобы определить эти самые условия содержания (ведь именно на него ссылается предыдущее постановление) снова поручает Министерству сельского хозяйства и продовольствия «…утвердить перечень потенциально опасных пород собак, разработать порядок их разведения, содержания, ввоза в республику, а также обучения владельцев собак». То есть, грубо говоря, два постановления «спихивают» друг на друга ответственность по разработке этих самых правил содержания потенциально опасных пород и, что самое интересное, — ни одно из них правил так и не определило! Зато четко определено следующее: контроль за соблюдением правил содержания собак, кошек осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, регистрация собак потенциально опасных пород производится только при наличии справки о прохождении соответствующего обучения, а за нарушение порядка регистрации собак и кошек граждане, а также должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством. Понять бы еще — какую? Административную или, может быть, уголовную? В документе, понятное дело, этого не сказано.
Надо отметить, что правила содержания собак потенциально опасных пород пока есть только в законопроекте «Об обращении с животными». Этот документ предусматривает запрет на содержание собак потенциально опасных пород в квартирах. Если он будет принят, то таких животных запретят содержать в городских квартирах в принципе, а разрешат только в индивидуальных жилых домах и на придомовой территории на привязи при наличии ограждения, обеспечивающего безопасность граждан, либо в вольере. Кстати, именно в этом законопроекте законодатели впервые дают этим собакам определение как породам, обладающим генетически предопределенными качествами агрессии и силы. Но повода для оптимизма нет: законопроект разрабатывается уже более 10 лет! Перед этим процессом меркнет даже самый отчаянный оптимизм, касающийся, простите, умственных способностей наших парламентариев.
Что в «сухом остатке»?
Более полутора лет длился процесс по уголовному делу в отношении хозяйки американского стаффордширского терьера, который покусал ребенка так, что тот чуть не лишился зрения. Хозяйка собаки особо опасной породы впервые в Беларуси была признана виновной по статье 155 Уголовного кодекса — «причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения по неосторожности». Обвинительный приговор вынес суд Фрунзенского района Минска. По мнению суда, «неосторожность» хозяйки заключалась в том, что 17 февраля 2010 года она, возвращаясь домой и открывая ключом входную дверь в квартиру, не смогла удержать собаку, и та «пулей» выбежала за четырехлетним Бенито, который в этот момент спускался по лестнице. Мальчику так и не удалось убежать от собаки, и она гналась за ним с 4-го этажа до самой улицы: там она несколько раз укусила его за лицо. Окровавленного малыша спас сосед с первого этажа, который уже неоднократно наблюдал агрессивное поведение собаки и даже жаловался в милицию и в ЖЭС, но там только разводили руками: дескать, это не в нашей компетенции. Когда дело передали в суд, признав результаты повторной экспертизы, которая показала, что неизгладимые шрамы на лице малыша — тяжкие телесные повреждения, прокурор сказала, по словам отца Бенито, что уголовное дело в данном случае — это «неправильно»: доказательств не хватает. Но родители решили идти до конца…
Кстати, отец пострадавшего мальчика, Энрико Карлассаре, итальянец, и для него очевидно, что за действия своей собаки хозяин должен нести уголовную ответственность: именно таково законодательство Италии. А в США, например, за выгул без намордника и поводка опасной собаки хозяину придется раскошелиться на 10 тысяч долларов или сесть в тюрьму на два года. При этом незарегистрированные собаки бойцовских пород там подлежат обязательному уничтожению.
А как быть нам, когда государству давно уже нет никакого дела до проблем обычных граждан? Надо рассчитывать на собственные силы против собачьих зубов и когтей. Вот какие советы дают наши читатели:
ALEX:
— Надо предавать каждый случай нападения собак на людей самой широкой огласке. Выкладывать фото собак и их хозяев в соцсетях. Когда на мою девушку напала собака, я так и сделал. Что вы думаете?! Собаки этой в нашем дворе больше нет.
Добрый Дог:
— Надо собирать коллективные подписи жильцов в доме или во дворе, где хозяева плюют на всех и спускают своих собак с поводка, когда захотят. Коллективные жалобы отправлять в Администрацию президента, потому что больше никто не поможет!
WAY-WAY:
— Носите с собой газовый баллончик! При малейшей опасности для себя со стороны собаки — пускайте в ход.
Мухтар:
— Надо не платить «коммуналку» всем жильцам в подъезде, где живет наглый хозяин такой же собаки. Поможет, не беспокойтесь!
VIOLA:
— Собаки, как правило, нападают на посторонних при своих хозяевах. Надо не принимать никаких извинений, а сразу вызывать милицию и «завалить» всех чинуш заявлениями.
Светлана Балашова
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…