Идея социального государства рухнула на наших глазах. Другого ожидать и не стоило. Мы верили в чудо. А чудес не бывает.
В формуле, вынесенной в заголовок, есть определенный сомнительный момент. Особенно, если иметь в виду конкретный белорусский народ. В целом формула, конечно, правильная и оспаривать ее не стоит. В целом… Но в жизни, как всегда, выходит что-то не то. В этом меня убедила встреча со своим собственным, вполне живым читателем. Кстати, наши взгляды сходятся. Методы восприятия действительности, правда, сильно разнятся. По вполне понятным причинам.
Только без фамилий…
Юрий Михайлович, назовем его так, каким-то образом разыскал номера моего городского и мобильного телефонов. Сначала я даже не понял, кто мне звонит и чего хочет. Вообще-то, я не работаю в штате газеты «Снплюс», пишу только статьи. Но оказалось, что Юрий Михайлович хочет встретиться именно со мной и поговорить, излить, так сказать, душу. Мы встретились. Речь пошла как раз об «Снплюс». О том, в частности, что газета имеет широкую популярность среди людей, которые хорошо помнят «конец прекрасной эпохи» и прекрасно знают, чем она закончилась. Другими словами, имеют возможность сравнивать.
Юрий Михайлович не боится приносить газету на работу и читать ее при всех. Браво, Юрий Михайлович! Но что здесь такого страшного и антигосударственного? Это ценное признание, оно многое объясняет. Например, то, что в стране ничего не меняется. Заявления Лукашенко могут быть самыми разными, прямо противоположными, но суть режима остается прежней. Впрочем, это утверждение давно (лет двадцать) является общим местом. Юрий Михайлович и его мнение были мне интересны тем, как они соотносятся с позицией газеты вообще и моей — в частности.
Здесь и далее необходимы небольшие отступления, но совсем не лирические. Собеседник нисколько меня не удивил, когда горячо попросил не упоминать его фамилию и место работы. К этому я уже давно привык. Вопрос о фотоснимке был, скорее, дежурным. Нет, нет и ни в коем случае!.. Понимаю. Юрий Михайлович очень уязвим: возраст, маленькие дети, больная щитовидка жены, хорошая работа и т.п.
Лучше всего будет закончить четверостишием иронического поэта Игоря Иртеньева:
В здоровом теле
Здоровый дух.
На самом деле,
Одно из двух.
Как все началось
Отец Юрия Михайловича служил в Советской Армии. Не знаю, до каких чинов он дослужился, но семья жила обычной военной жизнью. Сначала БССР, потом РСФСР, в конце уже просто Республика Беларусь. Молодые люди нового века, пожалуй, уже не смогут расшифровать эти аббревиатуры. Все-таки в странное время мы живем. Родители этих молодых людей родились и жили в СССР, они все или очень многое помнят, а их дети не знают и не хотят знать, сколько в этом СССР было союзных республик, как и чем они жили.
А поводом для встречи был милицейский протокол, который составили на моего собеседника за неправильный переход улицы. Якобы он переходил на красный свет. Дело было на улице Ленинградской. Как я представляю, имела место обычная милицейская «засада» — двое стояли в укромном месте и стерегли наивных чудаков, которые не ищут пешеходных переходов.
— Вы понимаете, — горячится Юрий Михайлович, — им план дали: составить как можно больше протоколов, оштрафовать! Денег у государства нет. У кого их брать? У нас!
Ах, Юрий Михайлович, это мне так знакомо, можно сказать, до боли. Еще в прошлом веке приходилось писать об этом несколько раз. Поиски справедливости обычно ничем не заканчивались.
В этом же конкретном случае приехал капитан и прямо спросил Юрия Михайловича: «Тебе это надо — ехать в отдел? Подписывай и вали по своим делам». Коротко и ясно. Мой собеседник подумал две секунды и подписал. Вот и все…
Тут надо объяснить ситуацию, в которой находится Юрий Михайлович. Он женат во второй раз, у него маленькие дети. А их надо кормить. Собеседник работает в газовой котельной оператором, еще подрабатывает сантехником в детском саду. В случае, если милиция пришлет ему на работу «телегу», его уволят. Как потом кормить и растить детей?
И это тоже очень знакомая ситуация. Работа и зарплата есть крючок, на котором подвешены все работающие. Тем более, что работы становится все меньше, а зарплаты уменьшаются на глазах. Фактически, любое повышение цены значимых продуктов означает уменьшение вашей зарплаты. Ну, а цены повышаются очень даже регулярно.
Нужные примеры находятся сами. Как говорится, не сходя с места. Скажем, дворники нашего ЖЭСа по графику должны были получить зарплату 12 января. На 18 января деньги им на карточки еще не перевели. Между прочим, в среднем по Минску на каждое вакантное место дворника претендуют примерно 9—10 человек. Средняя зарплата дворников нашего ЖЭСа 3,5—4 млн рублей. Можно ли прожить с такой зарплатой? Риторический вопрос…
Небо и земля
— Телевизор я вообще не хочу включать, — делится Юрий Михайлович. — Но смотришь иногда, а потом идешь на работу, в магазины, все видишь, все замечаешь. И приходишь к выводу: то, что в телевизоре, и то, что в жизни — небо и земля! Понимаете, я таких картин в жизни не видел, не бывает такого! Не понимаю, как они такое снимают, где?!
И я не понимаю. Хотя, конечно, кто платит, тот заказывает музыку. Ну, а кто платит, объяснять не стоит. Что касается профессиональной совести телевизионных коллег, тут я лучше помолчу. Им хорошо платят, а жизнь все дорожает и дорожает. Что здесь комментировать?..
Юрий Михайлович прописан в Мачулищах, а живет в Минске. В Мачулищах у него больная мать. Юрий Михайлович навещает мать. Он хорошо знает Мачулищи, и вот что говорит об этом поселке:
— Там живет около 10 тысяч человек, это самый натуральный городской поселок. Между прочим, «Снплюс» там читают, а вот телевизору уже не верят. Вот мать у меня больная, ей необходимо, чтобы была больница, врачи. А в поселке всего два врача на 10 тысяч! Как это понимать? Это вот такое социальное государство построил президент?! В советские времена здесь был военный аэродром. Все социальные вопросы решали военные. А потом СССР распался. Летчики уехали в Россию, и все рухнуло… Одни обещания, обещания и обещания. Это смешно, может быть, звучит, но вокруг появилась куча коттеджей. Они росли и растут как грибы. Иногда смотришь на эти коттеджи и думаешь: сколько же стоит построить такой трехэтажный дом? Сколько стоит его содержание? Кем должны быть хозяева этих домов, где работать и сколько получать? А что о них должны думать мы, обыкновенные люди, бедные и даже нищие?
Идея социального государства рухнула на наших глазах. Другого ожидать и не стоило. Мы верили в чудо. А чудес не бывает.
— Белорусское экономическое чудо, оно было или нет? — спросил, скорее, себя, чем меня, Юрий Михайлович.
Что я мог ему ответить?
Сергей Шевцов
Читайте также:
«Если не привезете денег, то можете не ехать»
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…