Павел Жуковский: «За теперешней «продвинутой» молодежью будущее нашей страны»
Начальник управления госзакупок Министерства торговли РБ в интервью «СНплюс» рассказывает о плюсах своей учебы в SYMPA, теперешних и планируемых «революционных» нововведениях в Минторге, эффективном контроле в области госзакупок.
Упор на практику
— Павел, каким образом Вы попали в Школу молодых менеджеров публичного администрирования?
— По рекомендации коллеги, начальника управления Министерства торговли, выпускника этой Школы. Ему очень понравилось там учиться. Я тоже ни капли не пожалел, когда попал на SYMPA-5. Приобрел здесь очень много друзей, причем большинство из которых ни имеет отношения к госслужбе.
— У Вас не возникали какие-то нюансы в общении с представителями бизнеса, негосударственных организаций?
— Все мы люди, все мы с характерами, эмоциями и так далее. Я не помню, чтобы у нас на пятой SYMPA были какие-то конфликты и недоразумения. Все адекватные люди… К примеру, у нас в группе училась Ольга Рудь, у которой своя крупная компания – образовательный центр. У Олега Ильина очень серьезные проекты в бизнесе. Это те, кто к 30 с небольшим добился многого за счет своих мозгов и талантов. Мне очень интересно было узнать вживую, как развивается этот сектор, что думает о теперешней власти.
Должен сказать, бизнесмены в конце учебы признались, что они пересмотрели свое отношение к чиновникам. Нам же был интересен их опыт. Это всегда познавательно и интересно. Волей-неволей ты сам начинаешь совершенствоваться.
— То бишь, адаптация друг к другу прошла успешно?
— В дальнейшем я рекомендовал всем своим друзьям, коллегам учебу в этой организации. В прошлом году от нашего министерства в ее очередном наборе была девочка. Лично для меня учеба там послужила толчком для получения второго, экономического образования
В очень многих учебных заведениях упор делается на теорию. В SYMPA же упор на практику. Причем с помощью таких высококвалифицированных специалистов как Павел Данейко.
Так что этот проект очень интересный и полезный. Поэтому я и благодарен нашим руководителям Наталье Рябовой, Дмитрию Маркушевскому, много сделавшим для сплочения нашей группы. После окончания нашей учебы стараюсь поддерживать отношения с выпускниками нашего набора.
Я ни капли не пожалел, что туда попал. Безусловно, в рамках Школы был очень интересен шведский, литовский, грузинский опыт проведения реформ.
Омоложению чиновничества альтернативы нету
— И какая страна вам понравилась больше всего в этой области?
— Наверное, опыт отбора претендентов на госслужбу в Грузии. Там не является каким-то исключением прием на работу в руководящие органы страны двадцатилетних. В Литве также очень много молодых специалистов в министерствах и ведомствах, которые, кстати, во многом похожи на белорусские органы власти. Причем, немало молодежи на руководящих должностях.
— А насколько интенсивно идет омоложение у нас?
— Когда я пришел на работу в министерство в 2009 году, молодых, до 35 лет, было процентов 20-25. Теперь же из шести человек в моем управлении четыре моложе 30 лет. В соседнем управлении внешнеэкономической деятельности из шести пятерым до тридцати лет. И теперь в нашем министерстве молодых не меньше сорока процентов.
— Есть ли опасность, что все вернется на круги своя? И известное выражение «молодым везде у нас дорога» станет опять неактуальным?
— Не думаю, что в этом вопросе все вернется на круги своя. У нас очень много меняется. И эти изменения актуальны и необратимы. К примеру, у нас раньше было очень много бумажной документации. В рамках программы электронного правительства бумажный документооборот в Минторге теперь составляет меньше половины. И есть четко выраженная тенденция к его значительному сокращению в довольно сжатые сроки. Теперь все больше и больше документы заверяются электронной подписью, что значительно экономит время и госсредства. Что касается моего управления, то все поступающие жалобы по процедурам государственных закупок размещаются в открытом доступе в электронном формате, что исключило необходимость их направление заинтересованным на бумажном носителе. Теперь любой желающий также может использовать свою электронную подпись, чтобы подать предложение для участия в конкурентной процедуре закупки. То есть, человеку необязательно посылать конверт с предложением по почте или ехать непосредственно к заказчику, чтобы доставить предложение, а при желании он может принять в нем участие дистанционно. В этом плане довольно любопытен опыт Казахстана. Там все требуемые справки для любого субъекта хозяйствования госорганами выдаются автоматически и в электронном виде. Я думаю, через некоторое время и мы к этому придем.
— Если в этой области сравнивать Беларусь, допустим, со странами СНГ, то на каком мы месте?
— Мы вторые после того же Казахстана. К примеру, Россия только собирается переводить конкурсы в электронный формат. Сейчас подтягивается к этому и Грузия.
Чего, к примеру, нельзя сказать про Туркмению, Таджикистан, где объявления о закупках публикуются до сих пор в газетах…
— Ну а какова вероятность, что завтра все это передовое окажется ненужным у нас, неактуальным и даже вредным? И молодым укажут, что называется, на их место.
— Мне лично повезло с заместителем министра торговли, курирующим мое управление. Посему я не думаю, что все сведется к откату от теперешних нововведений. Не откажутся от них, на мой взгляд, и в других министерствах и ведомствах. В Минэкономики очень молодой замминистра Дмитрий Крутой, приблизительно его ровесник, Максим Ермалович, работает заместителем министра в Минфине. Насколько я знаю, много молодых и в Минсвязи, и в Мининформе. Все-таки кадровый состав управленцев страны достаточно серьезно обновляется.
«Я только за повышение прозрачности госзакупок»
— Мы недавно проводили медиа-завтрак по госзакупкам. И много говорилось о несуществующих триллионах долларов на государственные закупки в официальных документах….
— Случаются определенные казусы. Речь идет о технических ошибках. Не все кадры, особенно в регионах, к сожалению, обладают достаточной степенью правовой и компьютерной грамотности. Самое главное, что полная информация по ВСЕМ проводимым закупкам с 1 января этого года находится в открытом доступе, и никто не собирается ее скрывать или ею манипулировать. Причем, независимо от того, была ли проведена конкурентная процедура или закупка из одного источника, информация о заключенных по их результатам договорах и дополнительных соглашениях к ним будет размещена в открытом доступе на официальном сайте.
Я бы сказал, в нашей области гораздо хуже другое. Нередко участники торгов демпингуют в ценах, снижают их на какую-то госзакупку, а потом повышают цены в разы на выходе, мотивируя это, к примеру, якобы подорожанием комплектующих. Был у нас случай, когда заключен был договор на 10 миллионов, а по итогу по нему заплатили 300 миллионов…
Что называется, без комментариев.
Я лично только за повышение прозрачности проводимых государственных закупок. И мне, например, нравится, что в соседней России общественное внимание к проводимым закупкам за государственные деньги очень большое. С помощью различных общественных организаций, движений, специальных структур выявляются серые схемы, придаются огласке недобросовестные участники торгов и т.д.
У нас же пока общественный контроль в области госзакупок осуществляется только с помощью лидеров той же SYMPA – «золотые» валидаторы в общественном транспорте столицы, еще несколько подозрительных закупок. И все.
Между тем, по итогам 2014 года было проведено более 440 000 процедур закупок… Естественно, шесть человек нашего управления не в состоянии уследить буквально за всем.
— Классно, что у нас растут молодые, умные, образованные и продвинутые люди. Появляется определенная прослойка, с которой связывается будущее страны. Насколько это принимается и поддерживается на верху?
— У нас стимулируют молодежь учебой в Академии управления при президенте РБ плюс возможностью подучить язык в Лингвистическом Университете, плюс специальные стажировки, к примеру, в Китае. Повышать оклады – наверное, не самый оптимальный путь. С учетом теперешней не самой простой экономической обстановки в стране.
«Теперь пошла мода на госслужбу»
— Мы много говорили об изменениях в Министерстве торговли. Каким будет Минторг через 5-10 лет? Молодым, «продвинутым», полностью электронным?
— Я очень надеюсь, что так и будет. Теперь пошла мода на государственную службу, несмотря на, скажем так, не очень высокие зарплаты. Желающих работать в министерствах и ведомствах становится все больше и больше. И эта тенденция со временем только крепнет.
Беседовал Александр Коктыш
Читайте также:
Андрей Жвирблис: «Мы доносим народу России правду о его «слугах»
Наталья Рябова: «Когда мы стоим на месте, наши соседи уходят вперед»
Олег Ильин: «Теперь наше общество не готово к либерализации, но…»