Categories: Лица

Ольга Рудь: «Чтобы быть конкурентоспособным, надо играть по другим правилам»

Одна из успешных представительниц социально-ответственного белорусского бизнеса, директор образовательного и кадрового центра «Новое завтра» о неоспоримых преимуществах современного неформального образования, перспективах европеизации Беларуси и менталитете белорусских чиновников.

«Мы научились слышать и слушать друг друга»

— Как вы попали в Школу молодых менеджеров публичного администрирования?

— Подавая заявку на участие в той или иной программе, то я должна быть абсолютно уверена, что это будет реально полезно для меня и моего бизнеса. Были определенные сомнения, так как я к системе государственного управления ни имею никакого отношения (в образовательной программе SYMPA традиционно принимает участие много госуправленцев — А.К.). С точки зрения бизнеса я в большей степени владела необходимой информацией, но вот как у гражданина, на момент начала учебы знаний у меня было немного.

— Неужели не было никакого опыта взаимодействия с госчиновниками?

— Был, но минимальный. Честно говоря, довольно часто возникал определенный страх при обращении в государственные инстанции. Кстати, на момент моего поступления на учебу я была единственным представителем бизнеса в группе… Если откровенно, то сначала госуправленцы немного давили на нас, считая себя правыми во многих обсуждаемых моментах. Т.е. довлела специфика работы.

— И сколько длился период притирки?

— Сначала была минская сессия, потом вильнюсская. Тогда мы еще притирались. Но потом мы поехали в Тбилиси, и вот там произошел коренной перелом в наших межличностных отношениях. То ли сама атмосфера повлияла, то ли город такой, но могу сказать точно, что после той сессии уезжали друзьями. Там мы научились слышать и слушать друг друга.

Самое главное, поменялось мышление. В том числе, и у представителей госуправления. В свою очередь, они говорили, что с ними тоже нужно уметь общаться, чтобы чего-то добиться в своей работе, бизнесе, учебе и так далее.

— В чем конкретно это выразилось?

— Подобных примеров в прошлом году у меня было несколько. Я добивалась внимания и реакции государственных органов в ситуациях, когда это было необходимо моему бизнесу.

Например, в прошлом году мы столкнулись с недобросовестной конкуренцией. Один из центров создал «независимый» портал и опубликовал там только негативные отзывы о конкурентах. При этом о собственном центре они разместили только положительные (и неправдоподобные) отзывы. Данный ресурс активно продвигался и позиционировался как «независимый портал обо всех курсах». Такая ситуация объединила несколько участников рынка (чего до этого момента не было) в борьбе за честную конкуренцию, в том числе, через обращения в органы госуправления. До сих пор ведется переписка с Министерством экономики, Мингорисполкомом, Министерством торговли. От этих структур есть действительно адекватная и нужная помощь.

Раньше, я бы вряд ли осмелилась бы активно бороться за свои права как представитель бизнеса и гражданин. Сейчас появилось больше смелости и знаний: как обращения писать, как найти необходимые нормативные документы, как правильно выстраивать доказательную базу.

Об отношении к бизнесу в Беларуси

— Отношение со стороны государства к бизнесу в нашей стране, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Ваши победы на этом фронте кажутся каким-то частным случаем. Или я не прав?

— Безусловно, здесь огромную роль сыграл кризис, который просто заставил власти скорректировать свое отношение к бизнесу. Как это делается — тема для отдельного разговора. Один шаг вперед, три — назад. Но пока могу сказать, что ситуация, хоть и медленно, но все же меняется в лучшую сторону.

У нас недавно был вечер встречи выпускников программы Community Connection, на нем присутствовали представители государственной системы образования. Они пригласили меня вести курс по социальной ответственности бизнеса для начинающих предпринимателей в государственном институте повышения квалификации. Идея хорошая, но меня удивила мотивация такого предложения: вы знаете, у нас же все бизнесмены ничего не знают о социальной ответственности, большинство привыкло вести свои дела нечестным способом. Я их спросила: почему вы так думаете? Есть же предприниматели, которые честно платят налоги, создают рабочие места и т.д. И задала тогда встречный вопрос: почему же вы меня приглашаете у себя преподавать, я же ведь тоже бизнесмен? Они ответили: так вы за границей всему научились, вам там рассказали, как нужно правильно работать.

— То есть, у вас немного оптимизма на счет сотрудничества с государством?

— Есть положительные моменты. К примеру, хорошо, что Банк развития будет выдавать кредиты малому и среднему бизнесу под меньшие проценты. Но это все капля в море. Даже в России до 30 процентов всех государственных закупок отдается в законодательном порядке малому и среднему бизнесу.

Оптимизма, к сожалению, действительно немного. Лично я уверена, что, если финансовая ситуация в нашей стране каким-то образом изменится в лучшую сторону, все вернется «на круги своя» в отношении бизнеса. Одна надежда на то, что за этот период бизнес сумеет в глазах государства доказать свою целесообразность и перспективность. Хотя, к примеру, уже сейчас исследования Всемирного банка показывают, что в Беларуси частные предприятия работают в разы эффективнее предприятий государственных.

Государство ничего бесплатно не дает

— Надо полагать, что и до учебы вы были довольно «продвинутой»…

— Именно в SYMPA я получила знания, как формируется бюджет, откуда берутся и как распределяются налоги. Нам постоянно твердят с экранов телевизора, что государство нам чуть ли не все дает бесплатно. Но мы должны понимать, что люди все оплачивают своими налогами и в свою очередь должны получать качественные услуги со стороны государства. Я до сих пор стараюсь своим родственникам, друзьям донести: вам ничего бесплатно государством не предоставляется.

Должна прийти новая волна управленцев

— Ваш коллега Олег Ильин, считает, что более молодые чиновники лояльнее относятся к бизнесу, чем чиновники, что называется, в годах. Вы разделяете это мнение?

— У нас на курсе много было общения с довольно молодыми чиновниками. Они сами очень много понимают и чувствуют. Но при этом они же рассказывают, какой у них жесткий контроль сверху, как они обязаны отчитываться и насколько выжаты на работе. Эти чиновники хотят меняться и меняются, но при этом прекрасно понимают, что система пока негибкая, меняется очень медленно и не всегда способна адекватно отвечать на современные вызовы.

— А если все-таки допустить такую фантастическую ситуацию: сверху отдается приказ становиться на рельсы современной конкурентоспособной экономики. Что нужно, по вашему мнению, делать в первую очередь?

— В первую очередь должны уйти госуправлецы, работавшие еще при Советском Союзе. Там были совершенно другая «система координат» и инструменты управления. Это не их вина, просто были такие «правила игры». Теперь, чтобы быть конкурентоспособным в современном мире, надо играть по другим правилам.

Должна прийти новая волна управленцев. Очень важно образование по современным лекалам и с четкими рыночными ориентирами. Но, честно говоря, в той же Академии управления при Президенте Республики Беларусь вряд ли что-то быстро поменяется.

В то же время SYMPA как раз предоставляет возможность для государственных чиновников изменить мышление и подход к своей работе. Именно такое обучение может изменить страну и госуправление в лучшую сторону.

Приведу пример со Швецией. В рамках обучения у нас была встреча с сотрудниками налоговой инспекции Стокгольма, которые простым языком, с улыбками, в кроссовках, в цветных джинсах говорили о том, что они круглосуточно открыты для консультаций на тему «Как максимально быстро и безболезненно для своего бизнеса заплатить налоги». У них основная задача — не контроль и страх, а стимулирование желания вовремя и полностью платить налоги и относиться к этому как к обыденному делу, без негативных эмоций. После этой встречи я еще долго не могла прийти в себя…

— В рамках учебы были сессии в Беларуси, Литве, Грузии и Швеции. Какая больше всего понравилась и почему?

— Мне все сессии понравились, но больше всего грузинская и шведская. Правда, с разных сторон.

Совсем недавно Грузия была аграрной, очень коррупционной страной. А теперь ее просто не узнать по всем показателям. В лучшую сторону. Причем, все перемены произошли в очень короткое время. И в плане коррупции, и плане развития экономики. По-белорусски говоря, очень чувствуются «натхненасць», драйв грузинского народа. Как простых людей, так и чиновников. Их госструктуры эффективно работают, в отличие от многих наших чиновников, часто объясняющих отсутствие собственного энтузиазма якобы низкими зарплатами.

В Грузии можно получить паспорт за два часа, а у нас паспортный контроль в минском аэропорту после поездки в Тбилиси занял два с половиной часа…

Швеция понравилась своей продвинутостью во всем. Это совсем другое общество. Как-то в свое время помощник президента Кирилл Рудый публично сказал: в плане развития нам семь лет до России, пятнадцать — до Европы, и тридцать — до США. Ну вот, когда приезжаешь в Швецию, очень отчетливо видишь эту разницу в пятнадцать лет, а то и больше… По всем показателям. В том числе, и по демократичности.

Большинство студентов не знает, зачем они получают образование

— Вы довольно много говорите и пишете в своих статьях про важность практикоориентированности образования. С каждым месяцем, а может, даже и днем для нас это становится все более и более актуальным….

— Скажу вам довольно грустную вещь. Проведенные нами исследования показывают, что большинство абитуриентов, а потом и студентов вообще не представляют себе, зачем, собственно говоря, они получают свое образование. И востребована ли их профессия на рынке труда. Это следствие «гибели» системы профориентации у нас в стране.

Сейчас пошла довольно серьезная волна сокращений рабочих мест. И она, к сожалению, будет только нарастать в 2016 году. Мы предлагаем актуальные и практикоориентированные знания. Задача наших курсов — помочь приобрести в кратчайшие сроки основы профессиональных знаний.

Ольга Рудь — соучредитель и директор образовательного и кадрового центра «Новое завтра», кандидат социологических наук, член Совета Ассоциации дополнительного образования и просвещения, сертифицированный тренер-консультант Нидерландского института маркетинга.

Компания «Новое завтра» вошла в ТОП-5 лидеров рынка уже после первого года работы. На данный момент имеет более 14 000 выпускников. Эксперт в области корпоративной социальной ответственности, национальный консультант международного проекта ПРООН «Корпоративная социальная ответственность/Глобальный договор.

Беседовал Александр Коктыш

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023