Особенности национального шопинга
Денег в наших кошельках становится с каждым днем все меньше и меньше, но этот печальный факт не избавляет нас от необходимости покупать нужные продукты и товары. Теперь мы чаще всего ищем то, что подешевле, без устали наматывая километры от одного магазина к другому.
Владельцы магазинов, в свою очередь, не скупятся на разнообразную рекламу, сулят выгодные покупки. Судя по зазывающим объявлениям, нас ждет «самый удачный шопинг». Но часто волшебное слово sale на деле оказывается приманкой: скидочные акции нередко используются с целью привлечения внимания покупателей к залежалому товару, а то и вовсе, чтобы сбыть его дороже.
Почему у нас не приживаются «черные пятницы»?
Пару месяцев назад присмотрела в частном обувном магазине туфли. Но цена оказалась на тот момент явно не по моему карману — миллион рублей. Милая девушка-продавец пообещала, что вскоре будут сезонные скидки. Действительно, однажды я увидела долгожданное объявление: «Цены снижены на 30%». Однако уйти из магазина с обновкой не удалось: после уценки туфли… подорожали на 50 тысяч! Но чтобы покупатели не сомневались в выгоде покупки, на «скидочной» обуви красовалась этикетка, на которой красной чертой была перечеркнута цифра в миллион пятьсот тысяч рублей. Вот так!
Специалисты Минторга нередко выявляют подобные трюки с ценами. Во время недавней проверки в торговой точке индивидуального предпринимателя внимание контролеров привлек ценник на женское пальто: «Успей купить за один день! Новая цена 2 400 000 рублей». Рядом была перечеркнута старая цена — 2 900 000. Как оказалось по документам, по так называемой старой цене товар никогда не продавался.
— В последнее время в больших универмагах прижились скидочные уик-энды, что приятно радует, — говорит экономист Эльвира Занкович. — Но когда цены минусуют на 15—20% лишь на несколько дней, этого недостаточно, чтобы покупатели опустошили прилавки. Эпицентр покупательского спроса во время распродаж — в отделах посуды, техники, белья. В секциях одежды — штиль. Ну не находится среди нас желающих купить за миллион давно вышедшее из моды платье или костюм пусть даже на сто с лишним тысяч дешевле, чем было. Что еще более удивительно: заканчивается акция, и на предметах гардероба, нераспроданных даже с уценкой, вновь указывается прежняя цена. В течение как минимум последних двух десятков лет белорусские производители одежды, обуви, аксессуаров и их госпродавцы не учитывают, что мода быстротечна — каждый сезон появляются новые фасоны платьев, курток, брюк… А разрешенные Минторгом мизерные скидки не могут заинтересовать покупателей. На нынешний ассортимент универмагов скидка должна быть как минимум 60%. В таком случае, думаю, покупатели помогли бы нашим производителям в какой-то степени выполнить президентский приказ разгрузить склады.
Нужно учитывать наш менталитет
Распродажи во многих странах являются частью национальной потребительской культуры. Все более популярными торговыми событиями становятся такие акции, как «черная пятница» в США, китайский День холостяков. К примеру, в прошлом году в «черной пятнице» участвовало более 130 миллионов американцев, а электронную площадку Дня холостяков в Китае только в первую минуту посетили почти 14 миллионов покупателей. Кстати, «черной» пятница распродаж называется по причине отметок в бухгалтерских книгах — в США доходы от продаж обозначают черным цветом, а убытки — красным.
Может быть, и в Беларуси надо попытаться сделать дни распродаж беспроигрышными по обе стороны прилавка?
— Надо понимать, что наши распродажи никогда не будут такими масштабными, как за рубежом. Этому есть причины, — утверждает эксперт в области продаж, маркетолог Оксана Бойкова. — Большие скидки возможны только тогда, когда какой-то производитель агрессивно выходит на рынок, и у него есть бюджет для демпинга, чтобы привлечь внимание к данному товару. Или когда у конкретного крупного продавца слишком много товара, и освобождение складских помещений даже с убытком уже для него выигрыш. У нас же пока масштабными скидками покупатель не избалован, да и менталитет потребительского рынка особенный. Белорусские производители традиционно медлительны и упорны в своем постоянстве. От многолетнего однообразия выпускаемой ими продукции у покупателей пропадает интерес к расширению «географии» знакомства с новыми магазинами: люди уверены, что везде все одно и то же. Целесообразно, считаю, у нас проводить дни скидок и распродаж синхронно, во всех магазинах, включая области и райцентры. Надо, чтобы подключались и торговые продовольственные ряды, сеть общественного питания. Большие перспективы сулит электронная торговля. Должны совершенствоваться и наши интернет-магазины.
Конечно, распродажи требуют больших усилий от устроителей, определенной профессиональной подготовки — и информационной, и технической. Но этому надо учиться. Распродажи имеют большое психологическое воздействие. Припомните, как улучшается настроение, когда сделана удачная покупка, особенно в нынешнее, трудное для бюджета большинства белорусских семей время. С учетом этого распродажи и скидочные акции должны проводиться честно, продаваться на них должен только качественный товар.
Для того чтобы заполучить заветную обновку по сниженной цене, покупатели готовы идти на любые условия магазинов. Порой даже на самые каверзные. К примеру, в одном из европейских городов пару лет назад покупателям предложили в обмен на дешевую одежду явиться в магазин полуголыми. Может, это и «прикольно», но, как мне кажется, оскорбляет человеческое достоинство. Абсолютно уверена, что даже если у нас глобальные распродажи станут обычной практикой, то мы в наших магазинах подобного не увидим, потому что у нас совершенно другой менталитет. Устраивать давку или стоять с протянутой рукой в чем мать родила, чтобы купить очередные джинсы или куртку и из-за желания сэкономить, белорусы, особенно прекрасная половина населения, не будут никогда!
«Купляйце беларускае» — устаревшая реклама
Любое предприятие стремится как можно выгоднее представить свой продукт. Для этого тратятся немалые средства на исследование рынка, разработку брендов и другие маркетинговые мероприятия. Суметь вместо вложенного рубля получить два — большое искусство. Как показывает нынешнее состояние экономики в целом и потребительского рынка в частности, белорусские производители им, похоже, не владеют в должной степени. Чего же не хватает?
— Пока господствует плановая экономика, поле для деятельности маркетологов сильно ограничено, — уверен специалист в области стратегического развития маркетинговых систем Юрий Хуснутдинов. — У нас нет возможности достаточно глубоко изучить рынок. Типичная маркетинговая ошибка многих наших предприятий — ориентация только на производство. Кроме того, в большинстве своем белорусские компании нацелены на сбыт сырья, а не продукции с высокой добавленной стоимостью. Чтобы продолжить рост, надо создавать современные и эффективные отраслевые ассоциации, объединять компании из одной сферы бизнеса. Так работают во всем мире. Например, в Норвегии для экспорта рыбы объединились мелкие и средние производители, в Новой Зеландии создали бренд Fonterra для производителей молочной продукции.
Для того чтобы нашим производителям выжить в этой борьбе и вернуть утраченные позиции, в первую очередь, надо думать о снижении себестоимости. Недаром многие производства из Германии переносились в Китай. Если у нас дорогая рабочая сила и высокая налоговая нагрузка, то никакой маркетинг не спасет. Надо руководителям научиться мыслить шире, понять, на чем можно зарабатывать, и на этой основе выстраивать стратегию отдельных производств. Есть у нас сырьевая база для деревообработки — мы должны научиться делать из дерева красивые, стильные, современные вещи. Требуются подготовленные руководящие кадры, которые способны видеть мировые тенденции и находить новые инструменты взаимодействия и коммуникаций с зарубежными партнерами с точки зрения инвестиций и технологий. В мире появляются новые направления, которые могут приносить доход. Например, общепризнаны наши заслуги в IT-сфере, онлайн-игра «Мир танков» захватила весь мир. Надо смелее говорить и о другой своей продукции, рекламировать ее.
Пока наша реклама сводится к принципу «купляйце беларускае». Этого мало, необходимо доказывать, в чем преимущество того или иного продукта, почему он пользуется спросом. К сожалению, на это мало кто тратится.
Светлана Балашова
Читайте также: