Белорусы обеднели на три чарки и столько же шкварок
И это, судя по теперешним тенденциям в нашей экономике, совсем еще не предел.
На протяжении всего прошлого года чарка и шкварка становились все ближе к народу: индекс ЧаркаШкварка (ЧШ) уверенно дешевел вплоть до 3-го квартала. Однако новогодний «сюрприз» не заставил себя ждать: за 4-й квартал любимый многими продуктовый набор подорожал.
Как это отразилось на покупательной способности наших зарплат, и чего ждать белорусам в этом году?
Эксперты исследовательского центра BIPART и проекта Кошт Урада представляют очередное исследование индекса ЧаркаШкварка. Напомним, что данный индекс складывается из цены 100 грамм бескостной свинины и 100 грамм водки и рассчитывается ежеквартально на основании данных Белстата. С помощью этого индекса можно определить, насколько реально обесценилась национальная денежная единица, сравнить наши доходы и расходы с соседскими.
Неужели кризис только в головах?
Итак, в 4-м квартале прошлого года стоимость ЧШ достигла 21 795 рублей. Рост по сравнению с предыдущим кварталом составил 347 рублей или 1,6%.
В результате покупательная способность зарплат белорусов сократилась: теперь среднестатистический житель страны может позволить себе 321 ЧШ в месяц, что эквивалентно 32,1 кг свинины и 32,1 литра водки. К слову, из них порядка 4 кг «шкварки» и 4 литров «чарки» придется отдать в бюджет в качестве подоходного налога, а еще 320 грамм свинины и водки заберут в Фонд социальной защиты населения в счет вашей будущей пенсии.
По сравнению с предыдущим кварталом белорусы потеряли 3 ЧШ – в 3-м квартале прошлого года на среднюю зарплату можно было купить 324 чаркошкварочных набора. На самом деле, результат мог бы быть еще более провальным, если бы не внезапный рост средней зарплаты в декабре аж на 675 тысяч. Это был рекордный скачок за весь год, но обольщаться не стоит. Уже в январе 2016 года все вернулось на круги своя, зарплаты снизились на 872 тысячи, и теперь среднестатистический белорус зарабатывает примерно столько же, сколько в апреле 2015-го. В новом году, вне всяких сомнений, будет нелегко, но об этом позже.
Вернемся к покупательной способности зарплат за прошлый год. Ее снижение в 4-м квартале в целом не повлияло на общую картину: по сравнению с началом года положение белорусов все-таки улучшилось. На 41 ЧаркаШкварку стал богаче каждый житель нашей страны.
Быть может, никакого кризиса и вправду нет, а живет он только в наших горемычных головах?
Это вряд ли. По сравнению с ближайшими соседями белорусам все так же несладко. Даже россияне, чья экономика переживает не самые лучшие времена, могут себе позволить 396 ЧШ в месяц, что на 75 чарок и шкварок превышает показатель белорусов. Что уж там говорить о загнивающем Западе: в Литве на среднюю зарплату можно купить 504 ЧШ в месяц, в Латвии – 511, а в Польше – 654, то есть в два раза больше, чем в Беларуси. Хуже дела обстоят только в Украине: местные жители на среднюю зарплату могут себе позволить лишь 287 ЧШ.
На ночь придется есть все же свинину
Давайте попробуем разобраться, почему же, несмотря на серьезные проблемы в экономике, белорусы с точки зрения индекса ЧШ не только не обеднели за год, но даже стали немного богаче. Все дело в том, что водка практически не дорожала в течение года, а свинина – довольно интенсивно дешевела. Если примерить методику расчета ЧШ на другой продуктовый набор, картинка получится совсем иной.
Не будем мудрить и выберем пример, предложенный белорусам не кем-то, а самим президентом. Примерно полтора года назад он призвал белорусов не есть на ночь картошку с мясом, и посоветовал употреблять ее с селедкой. Составим из 300 грамм картошки и 200 грамм селедки условный индекс КС и посмотрим, как менялась покупательная способность зарплат, выраженная в этом индексе.
К сожалению, картошка с селедкой, в отличие от чарки со шкваркой, за год подорожали. Если в январе 2015 года один КС стоил 9 990 рублей, то к декабрю его стоимость выросла до 11 490 рублей. В итоге даже декабрьский скачок зарплат не спас ситуацию: покупательная способность зарплат в КС за год практически не изменилась, в то время как покупательная способность зарплат в ЧШ выросла аж на 15%. Так что здоровое питание не стало нам ближе – ритейлеры (розничные продавцы – О.Е.) и их регуляторы упрямо навязывают людям свинину.
В заключение сделаем прогноз на 2016-й год. Уже очевидно, что роста заработков ждать не стоит – в этом году экономическая ситуация будет еще сложнее, чем в прошлом. Январское снижение зарплат сразу на 872 тысячи и резкая девальвация рубля это подтверждают.
Что касается цен, то здесь есть шанс на более-менее позитивную динамику. Инфляция, конечно, будет, но не исключено, что Нацбанку снова удастся сдержать ее в относительно приемлемых рамках. Политика сдерживания денежной массы дает свои плоды – цены растут довольно медленно, а на товары без импортной составляющей даже иногда снижаются. Однако происходит это по причине того, что в экономике не становится больше денег. Иными словами – за счет ограниченного роста зарплат. Не имея лишних денег, белорусы начинают экономить на покупках, что, в свою очередь, мотивирует продавцов снижать цены, иначе их товар никто не купит.
Скорее всего, в 1-м квартале мы увидим снижение покупательной способности зарплат, выраженной в ЧШ, по сравнению с 4-м кварталом 2015 года. Как только будут опубликованы данные, необходимые для расчета, мы немедленно проверим наш прогноз.
Не переключайтесь.
Ольга ЕВСЕЕВА
Справка Уникальный индекс Чарка Шкварка составлялся по модели индекса Биг Мака, рассчитываемый журнал «The Economist» с 1986 года, основывается на теории паритета покупательной способности. Он призван отображать реальный курс обмена валют в разных странах. Бик Маки, конечно, продаются и в Беларуси, однако определять покупательную способность белорусских зарплат лучше с помощью чего-то национального, с исконно белорусскими корнями и колоритом. |