Пенсионный синдром
Чиновники решили, что процесс повышения возрастной границы трудоспособности неизбежен. А что думают врачи о физической готовности белорусов работать дольше? На этот и другие вопросы отвечает доцент кафедры геронтологии и гериатрии Белорусской медицинской академии последипломного образования, кандидат медицинских наук Любовь Воронина.
— В США подсчитали, что жизнь человека увеличивается на один год, если уровень его доходов вырастает на 10 тысяч долларов ежегодно. Если исходить из того, что все человечество стало жить дольше (эта тенденция характерна и для Беларуси), то постепенно мы придем к тому, что люди будут дольше сохранять молодость и активность.
По подсчетам экспертов ВОЗ, средняя продолжительность жизни тех, кто родился в XXI веке, составит 100 лет. А это значит, что, вероятнее всего, пенсионный возраст во всех странах мира постепенно будет увеличиваться. Это коснется и белорусов. Но невозможно реформировать пенсионную систему лишь путем увеличения возраста выхода на пенсию, — рассказывает Любовь Воронина.
— То есть прежде чем увеличить пенсионный возраст, нужно дождаться увеличения продолжительности жизни?
— Да. Но тут получается, что если женщины живут дольше, то увеличивать планку пенсионного возраста нужно в первую очередь для них. Во многих странах и мужчины, и женщины уходят на пенсию в одно время: как, например, в Литве — в 65 лет. При этом продолжительность жизни в этой стране составляет в среднем 78 лет.
Кроме того, у нас практически не обращают внимания на то, что есть разница в продолжительности жизни представителей разных профессий. Почему нет отдельных выкладок? Продолжительность жизни шахтеров будет значительно меньше, чем у тех, кто сидит в кабинете. Так что пока общая цифра — это всего лишь пустой звук. Стоит определить среднюю продолжительность жизни по профессиям и определенным социальным группам. Хотя, возможно, это вызовет напряжение в обществе.
— Пока выйти на пенсию раньше остальных у нас в стране могут только военные и представители силовых структур…
— Военный в действующей армии — это одно, а тот, кто сегодня сидит в кабинете, — совсем другое. Разве рабочий, который стоит у станка, менее нагружен? Здесь пенсионный возраст нужно уравнять. Я считаю, что военные после 45 еще лет десять могут поработать.
— Можно ли увеличить продолжительность жизни искусственно, с помощью, к примеру, каких-либо медицинских препаратов?
— В геронтологию вкладывают огромные средства. Геропротекторы пытаются разработать во всем мире. Но в чем проблема их создания? Во-первых, они создаются на основании различных теорий и при использовании совершенно разнородных веществ. Во-вторых, они должны приниматься не в старости, когда уже произошли ярко выраженные дегенеративные изменения, а в молодом или среднем возрасте. И, в-третьих, кто будет отслеживать их воздействие на организм, если испытуемый и испытатель живут одинаковое количество лет? Через сколько столетий станет понятно, что эти препараты дают результат и являются безопасными? Все это прекрасные идеи, но чтобы они реализовались, должно пройти не одно десятилетие.
— Между тем население Беларуси стареет…
— Это тенденция всех европейских стран. Сегодня 2,6 млн белорусов — люди пожилого возраста. Причина стремительного старения населения в том, что уровень рождаемости снижен. Чтобы население Беларуси достигло уровня 20-летней давности, необходимо, чтобы на каждую женщину приходилось 2,2 или 2,3 ребенка. Пока этот показатель составляет лишь 1,6—1,7.
Но тенденция на продолжительность жизни будет. Посмотрите, как поменялся репродуктивный возраст. А репродуктивный возраст очень связан с продолжительностью жизни. Сейчас никого не удивишь, если женщина рожает в 50 лет. И это нормально. По новой возрастной классификации Всемирной организации здравоохранения, от 25 до 44 лет — это молодой возраст, 44 — 60 лет — средний, 60 — 75 лет — пожилой, 75 — 90 лет — это старческий возраст. Может, в связи с этим и в Беларуси многое изменится. Ведь если 55-летняя женщина будет понимать, что она попадает в градацию молодости, возможно, за этой идеей потянется и ее организм…
— Какая сегодня средняя продолжительность жизни в Беларуси?
— В целом продолжительность жизни в нашей стране составляет около 70 лет. Мужчины живут в среднем 65—66 лет. Женщины — 76—78. Разбежка в этом показателе между мужчинами и женщинами идет во всем мире: порядка 8—10 лет.
— Насколько в этом показателе мы отстаем от стран Европы?
— Уровень продолжительности жизни в странах Европы составляет в среднем 85—87 лет. Думаю, проблема в том, что белорусам не хватает удовлетворенности жизнью и социальной защищенности. В Японии уровень жизни высок. Чувство нужности японцы ощущают хорошо: там человек может работать столько, сколько он хочет. Компании не увольняют своих сотрудников, когда те достигают определенного возраста, а дают им возможность переучиться и снова работать. Фактор значимости и уважение к людям старшего возраста в обществе очень важны. У нас же, когда человек уходит на пенсию, он практически отбрасывается за уровень нищеты. О какой продолжительности жизни можно говорить?
Финансовый аспект важен, но, с другой стороны, нельзя сделать кого-то счастливым против его воли. Есть старая притча о том, как один падишах был несчастен. Мудрец сказал ему: «Когда найдешь «рубашку счастливого человека», станешь счастливым». Падишах долго ездил по стране и нигде не видел счастливых людей. Однажды, проезжая мимо поля, он услышал, как радостно смеется мужчина, напевая песню. Падишах спросил его: «Ты счастлив?». И тот ответил: «Да». Падишах стал просить: «Продай мне свою рубашку». На что мужчина сказал: «А у меня ее нет». Понятие внутренней радости у каждого свое. Просто нужно понять, что жизнь прекрасна.
— Подытожим: в чем же, на ваш взгляд, плюсы и минусы увеличения пенсионного возраста?
— Как я уже сказала, для некоторых отодвигание пенсионного возраста, безусловно, будет благом. В социальном плане часть людей сохранит ощущение собственной нужности. Плюс, конечно же, в том, что на какое-то время тот, кто работает, получит определенную экономическую защищенность. Но как раньше — работать и получать пенсию одновременно — человек уже не сможет. И это минус. Само собой, увеличение пенсионного возраста станет проблемой для тех, кто болен. Повысить пенсионный возраст можно, но сначала надо значительно увеличить размер пенсий.
Анна Карпук, zautra.by