Не только граждане, но и целые государства могут попасть в ловушку бедности, и чтобы выбраться из нее, недостаточно просто продолжать работать по-старому.
Ловушка бедности — самоподдерживающийся механизм, постепенно загоняющий человека (домохозяйство, государство) глубже в нищету, если не принимать специальные меры.
Для гражданина это ситуация, когда он не видит возможности повысить свой доход или повышение его дохода влечет за собой утрату предоставляемых государством льгот; сюда же можно отнести высокие процентные ставки по малым потребительским кредитам.
Ловушка бедности часто деморализует попавших в нее людей, у которых нет ни времени, ни сил, ни денег, ни идей, ни положительных примеров, и они замыкаются в своем маленьком мирке, придумывают свои абсурдные правила жизни, влекущие их дальше вниз, и винят в своих бедах всех, кроме себя.
Такие люди не могут сделать накопления или вклад в свое развитие не потому, что денег нет совсем, а потому что они не видят в этом смысла и «никогда не смогут накопить на хороший дом и учебу в Оксфорде». Если же у бедного появляется некоторая сумма денег, она часто оказывается слишком мала, чтобы сделать хоть какую-то инвестицию, или в стране оказываются не развиты механизмы розничных инвестиций, а сами индивидуальные инвесторы не обладают даже базовыми необходимыми знаниями.
В результате бедные чаще совершают импульсивные покупки — «смартфоны-лопаты», дорогую посуду или автомобили в кредит, одежду модных брендов или подделки под них, или просто еще и еще одну кофточку. Кто-то на этом зарабатывает, однако это игра даже не с нулевой суммой, а с уменьшающейся, так как гораздо большие суммы теряют все, по обе стороны ловушки бедности; неподъемные кредиты на жилье или на бытовые нужды обернутся неприятностями и для должников, и для кредиторов.
Эти саморазрушительные экономические решения «показного потребления» продиктованы стремлением порадовать себя и покрасоваться перед окружающими. В силу ограниченного кругозора и искаженного мышления к таким людям катастрофа в виде полной неспособности платить по счетам, как правило, приходит «вдруг».
В ловушку бедности людей могут направлять корпорации и государства, пытающиеся получить быструю выгоду от использования дешевой рабочей силы. Например, путем распространения некоторого (незначительного) числа акций компании среди работников их убеждают в том, что они и есть владельцы корпорации. Однако при этом акции работников не дают им никаких шансов ни влиять на принятие решений, ни приобретать сколько-нибудь заметную выгоду от повышения котировок компании на бирже.
Всё это по сути напоминает давний манипулятивный лозунг о том, что «средства производства в СССР принадлежат трудящимся».
Феномен ловушки бедности имеет массовый и систематический характер на территории бывшего СССР, где миллионы людей в течение почти столетия находились в условиях бедности вследствие разрыва цепи истории, связи поколений, уничтожения частной собственности и инициативы, что сделало бессмысленным и безнадежным кропотливый созидательный труд. И такое положение вещей поддерживается государством, которое заинтересовано в этой ловушке как инструменте обеспечения повиновения граждан.
Пикантность ситуации в том, что сами корпорации и государства могут попасть в ловушку бедности, особенно когда начинают тратить больше, чем могут себе позволить.
Бессмысленные и дорогостоящие парады, чемпионаты, дворцы, раздутые силовые структуры наряду со сжимающимися бюджетами здравоохранения и образования свидетельствуют о сползании страны в ловушку бедности. При этом, как и простой человек, попавший в нее, руководство страны будет говорить о «специфике», «менталитете» и «геополитике» и винить всех, кроме себя, в своей неспособности платить по счетам.
Еще глубже в ловушку бедности государство могут загонять дорогие кредиты и ограниченные возможности их получения, коррупция, отток капитала и нехватка средств или неправильное их распределение, ведущее к ухудшению качества и доступности государственных услуг, неразвитости инфраструктуры, экологической деградации.
Узаконенные поборы с рентабельных компаний наряду с программами поддержки убыточных предприятий ложатся дополнительным тяжелым бременем на бизнес и на государственный бюджет. Финансовое стимулирование рождаемости усугубляет нерешенные проблемы в сфере образования и здравоохранения и (во взаимосвязи с демографическими циклами) подрывает возможности государства по выполнению своих обязательств по социальному и пенсионному обеспечению.
В сумме эти факторы ведут к экономической катастрофе и дефолту.
Об авторе
Дмитрий Маркушевский — Академический директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования (SYMPA). Закончил БГУИР (факультет информационных технологий и управления), аспирантуру Института философии НАН Беларуси; повышал квалификацию в Университете Лунда (Швеция) и Высшей школе экономики (Москва, РФ). Эксперт Сети институтов и школ публичного администрирования в Центральной и Восточной Европе (NISPAcee), консультант и руководитель проектов в области прав человека и демократического управления Представительства ООН в Беларуси (2003-2012).
Дмитрий Маркушевский, naviny.by
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…