Диалог после санкций
В нашем расколотом донельзя мире, казалось бы, есть вопросы, призванные объединить все человечество, считающее себя цивилизованным. Одной из таких тем вроде бы должна стать необходимость борьбы с терроризмом.
Теракты в Брюсселе в очередной раз вызвали шок в Европе. В сравнении с предыдущими взрывами в других европейских городах, эти террористические акты стали наиболее политически знаковыми и символическими. Они были совершены именно в Брюсселе, столице Европы, возле здания Еврокомиссии, которой в результате этого пришлось прекратить свою работу. Теракты стали демонстративным и целенаправленным ударом по Евросоюзу как объединению европейских народов.
И грустно наблюдать, как в России эта трагедия вызвала неприкрытое злорадство. Циничные комментарии делают официальные лица, типа председателя комитета Государственной думы по международным делам А. Пушкова. Видимо, в концентрированном виде мнение российского политического класса выразил лидер ЛДПР В. Жириновский: «Теракты сейчас идут в Европе, и будут идти. И нам это выгодно. Пусть они там подыхают и погибают». В чуть более дипломатичной форме мысль о том, что в терактах виноваты сами западные государства, высказал министр иностранных дел России С. Лавров: «Есть множество аналитиков и политических деятелей, в том числе в США, включая действующих политиков, которые признают, что терроризм во многом был спровоцирован ошибочными действиями Запада в этом регионе».
Для Беларуси углубляющийся раскол между Россией и Западом — не абстрактная проблема. Мы оказались в самом центре этого противостояния. Ибо РФ официально считается ближайшим союзником Беларуси. А с ЕС у официального Минска идет активный процесс нормализации отношений. Может быть, не случайно российские СМИ активно распространяли ложную, как потом выяснилось, информацию о якобы белорусском следе брюссельских терактов.
Все эти катаклизмы в Европе, связанные с беженцами и терактами, могут в определенной мере ускорить размораживание отношений между официальным Минском и ЕС. Ибо главная проблема процесса сотрудничества между белорусским руководством и Евросоюзом — вопросы демократии и прав человека отодвигаются в сторону на фоне актуализации тем геополитики и безопасности. А с момента начала украинского кризиса официальный Минск настойчиво презентует себя как донора безопасности и стабильности в регионе.
В этом смысле был особенно важным состоявшийся на прошлой неделе визит в Беларусь министра иностранных дел Польши Витольда Ващиковского. Это был первый приезд политика такого уровня из ЕС после отмены санкций Евросоюза в отношении белорусских чиновников. Визит был осуществлен по инициативе Варшавы. Пришедшая к власти в Польше партия «Право и справедливость» вносит определенные коррективы во внешнюю политику своей страны. Они затронули и отношения с Беларусью.
Визит хоть и был объявлен рабочим, но оказался знаковым, символичным. Именно таким был предыдущий приезд в Минск предшественника В. Ващиковского, министра Р. Сикорского в 2010 году. Он приезжал сюда перед президентскими выборами вместе с уже умершим министром иностранных дел Германии Г. Вестервелле. Знаковость состоит в том, что визит означает поворот обеих сторон навстречу друг другу. Так было в 2010 году, когда также происходило размораживание отношений между Беларусью и ЕС. Так и сейчас.
Причем теперь этот процесс даже более важен, так как происходит на фоне конфликта между Россией и Западом. А в 2010 году, как раз наоборот, после трагедии под Смоленском был пик нормализации отношений между Москвой и Варшавой. Поэтому теперешний визит В. Ващиковского происходил в определенном смысле в пику Москве. Это попытка если не вытащить Беларусь из геополитического поля России, то хотя бы сделать маленький шаг в этом направлении. То есть сам факт визита более важен, чем содержание переговоров, возможные договоренности.
В отношениях Беларуси и Польши за время отсутствия полноценного диалога накопилось много вопросов для обсуждения. Можно выделить четыре наиболее болезненные проблемы.
Во-первых, это вопрос о положении польского национального меньшинства в Беларуси, деятельность союза поляков. Для партии «Право и справедливость» эта тема более важна, чем для либералов из «Гражданской платформы», которые в последнее время были у власти в Польше. Наиболее острый конфликт между странами по этому вопросу был в середине 2000-х годов. Потом проблема была заморожена, просто вынесена за скобки двусторонних отношений, во всяком случае, была убрана из публичного дискурса. Но вопрос так и не был решен, так как до сих пор де-факто существует два союза поляков. Возможно, сейчас создаются условия для урегулирования давней проблемы.
Во-вторых, тема малого приграничного движения. Шесть лет назад правительством Беларуси были заключены соглашения с Литвой и Польшей об упрощенном порядке взаимных поездок жителей приграничных территорий. Вильнюс и Варшава провели все необходимые процедуры и готовы ввести в действие эти договоренности. Белорусская же сторона всячески тормозит реализацию соглашений. Несколько лет назад А. Лукашенко, отвечая на вопрос журналиста, объяснял позицию Минска политическими причинами. Дескать, соседи занимают недружественную позицию в отношении Беларуси.
Сейчас санкции ЕС против белорусского руководства отменены, этот вопрос вроде бы снят. Но глава погранкомитета Беларуси Л. Мальцев озвучил новую причину отказа Минска от реализации соглашений по малому приграничному движению: не готова пограничная инфраструктура для большого потока людей. Можно предположить, что Беларусь хочет получить деньги ЕС на решение трансграничных проблем. Эта тема обсуждалась во время переговоров В. Ващиковского в Минске. Если за лоббирование вопроса возьмется Варшава, то вполне реально будет получить ресурсы по программе «Восточного партнерства» для модернизации пограничной инфраструктуры на белорусско-польской границе.
В-третьих, в связи с российской агрессией в Украине, ростом напряженности между РФ и Западом, на польской территории началось дополнительное развертывание военной инфраструктуры НАТО. Это беспокоит белорусское руководство. И Варшава должна попытаться как-то успокоить официальный Минск, доказать, что новые военные приготовления в Польше стали реакцией на российскую агрессивность и не направлены против Беларуси.
В-четвертых, из Польши на Беларусь вещают радиостанции, телеканал (Белсат), что вызывает неприкрытое раздражение официального Минска. Журналистов, работающих на эти зарубежные СМИ, белорусские власти не аккредитуют, преследуют. Политическая нормализация между двумя странами могла бы способствовать хотя бы некоторой разрядке в этом вопросе.
Есть много других проблемных тем (экономическое сотрудничество, визы и пр.), требующих политического решения. Вскоре должен состояться ответный визит министра иностранных дел Беларуси В. Макея в Варшаву. Начало полноценного диалога между двумя соседними странами можно только приветствовать.
Валерий Карбалевич
Читайте также в рубрике «Диагноз»: