Как уже неоднократно отмечалось, в отношении многих аспектов конфликта в Украине белорусы разделяют российскую позицию. Не стали исключением и данные мартовского 2016 г. опроса.
Предваряя рассмотрение ответов на вопросы, касающиеся практических аспектов конфликта, следует сказать, что они, по крайней мере, в некоторой степени, обусловлены не только умелой российской пропагандой, но и идеологическими установками, которые сформировались у белорусов задолго до начала конфликта.
Отношение опрошенных к присоединению Крыма к России за два года претерпевало некоторые колебания, но они представляли собой небольшие отклонения вокруг очевидной позиции — большинство, около 60%, это одобряло, меньшинство в 20—30% — осуждало. При этом стоит заметить, что белорусская власть внятно свою позицию в этом вопросе не формулировала, по крайней мере, ни формулировка «оккупация», ни формулировка «возвращение России русских земель» из уст главы государства и высших чиновников не звучали.
В прошлом году в столице Беларуси были заключены мирные соглашения по конфликту в Донбассе. При всех недостатках этого соглашения мировые державы придерживаются мнения, что альтернативы минскому процессу, реализации минских соглашений, не существует. Эти соглашения привели к существенному снижению интенсивности боевых действий в Донбассе, однако политически конфликт не разрешен до сих пор, Украина по-прежнему не контролирует часть Донбасса, в том числе и границу региона с Россией, не принята формула политического урегулирования. Кто в этом виноват? Более половины винят в отсутствии политического урегулирования Киев, Москва — на скромном третьем месте. Примерно столько же опрошенных винят в этом лидеров сепаратистов, рассматривая их как самостоятельный субъект политического процесса.
Однако в вопросе о роли России в конфликте далеко не все белорусы разделяют кремлевскую трактовку. Впрочем, ее не разделяют и многие россияне. В начале нынешнего года Левада-центр провел опрос в России, а Киевский международный институт социологии (КМИС) — в Украине, в ходе которых задавалась серия аналогичных вопросов, в том числе и относительно войны между Россией и Украиной. Результаты опросов этих центров весьма интересно сопоставить с данными мартовского 2016 г. опроса НИСЭПИ в Беларуси.
Белорусы в своих ответах оказались посредине между украинцами и россиянами и их ответы распределились примерно поровну.
Подводя итоги, следует сказать, что белорусские оценки драматических событий, происшедших и происходящих в Украине, в значительной степени совпадают с российскими. Это не обусловливает напрямую государственную политику Беларуси, но не может не оказывать на нее влияния.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…