Categories: Социум

«Молодые не хотят работать за три миллиона — и правильно делают»

Журналист отработала «от звонка до звонка» за 2 миллиона по распределению в Кобрине.

На фоне новостей про распределение в вузах вспоминаются мне некоторые разговоры с руководителями разных предприятий. Довольно часто они в унисон хают нынешнее поколение, упрекая молодых людей в меркантильности. «Вот пришли к нам молодые специалисты, ничего не знают, но зарплату им подавай хорошую», — жаловался директор мебельной фабрики. «Понимаете ли, 3 миллиона для них уже мало, не хотят работать», — изливал душу председатель одного из колхозов. «Вот в наше время мы работали по 12 часов в сутки, чтобы свой колхоз на первое место в районе вывести. Гордились этим», — подобное мнение в разных интерпретациях мне доводилось слышать десятки раз. Так вот, дорогие старшие, хотелось бы прислать «ответку» в защиту детей 90-х.

28 лет назад мои родители, молодые выпускники Горецкой сельхозакадемии, приехали по распределению в колхоз. Папа — главным экономистом, мама — бухгалтером. На тот момент, а был это 1988 год, зарплата у папы была около 300 рублей. Для сравнения: дедушка, который тогда работал директором сельской школы, получал около 150 рублей.

Родителям дали комнату в общежитии. На горизонте маячило свое жилье, причем бесплатное: колхоз строил для специалистов двухквартирные дома. Папа вспоминает, что тогда абсолютно не волновался насчет жилплощади и не переживал о том, как растить будущую меня: зарплаты вполне хватало на еду, одежду и обувь.

— Мы знали, что если ты отучишься в академии, то будешь работать в колхозе, потом станешь на очередь, получишь квартиру. О тебе обязательно позаботятся, так что проблем в этом не видели, — говорили родители.

Оно фактически так и было: кроме ежемесячной зарплаты колхоз платил по итогу года 13-ю (в несколько окладов). По закупочным ценам, а иногда и вовсе бесплатно, родители могли «выписать» мясо, зерно, картофель. Дальше, спасибо лихим 90-м, они приватизировали квартиру за одну зарплату. Но это, так сказать, бонус времени.

Конечно, не все было так гладко, вспомнить хотя бы безумную идеологию, дефицит, огромные очереди и дикие сложности с выездом за границу. Но те, кто сетует на нынешнюю молодежь, об этом тоже не вспоминают.

А теперь сравним. В 2011 году мой знакомый, назовем его Саша, распределился в колхоз, примерно в такой же, как и мои родители. Общежития нет. «Президентский домик» придется подождать пару лет, а чтобы получить в собственность, так и вовсе отработать в колхозе «двадцатку». Считай, целую жизнь.

Пришлось искать квартиру, но в деревне угол парню никто не сдал. Поселился в райцентре с ценником $50 за комнату плюс около 300 тысяч за «коммуналку». Саша каждый день по два часа трясся в рейсовом автобусе до «конторы» и обратно. Зарплата у него, экономиста, была на тот момент чуть больше $100, и то, если премию выпишут. Про 13-ю зарплату помолчим. Как говаривал Саша: «Хорошо, что сентябрьскую в октябре платят, а не в январе, как у некоторых». После оплаты «коммуналки» и квартиры у моего знакомого остается 1,7 миллиона на прожитие.

— Как мне, здоровому молодому парню, выжить на эту сумму? Я не говорю уже про семью, — задается резонным вопросом он.

И лично я его понимаю. У самой во время отработки по распределению в районной газете зарплата была $90—100, из которых $40 приходилось отдавать за съемное жилье. И если Саша мог проработать в колхозе 20 лет и получить-таки домик в собственность, то мне своя квартира с такой зарплатой светила, только если выиграть в лотерею.

В общем, как и Саша, я после нескольких разговоров с начальником быстро поняла: здесь ничего не изменится, смысла тратить свою силу и энергию нет. Признаюсь честно: стала подзабивать на основную работу и занялась подработками. Благодаря им потом и уехала в Минск.

Я это все к чему? К тому, что давайте говорить объективно: никто в СССР за идею не работал. Дудки, человеческая природа и 30—40 лет назад несильно другой была. Представители старшего поколения, жалующиеся на молодежь, работали за конкретные деньги и социальные «блага», может быть, только прикрываясь «строительством коммунизма». Нынешнее поколение эти блага (жилье, путевки в санатории, летние лагеря, хорошая стоматология и так далее) должно покупать. И на это нужно гораздо больше 3 миллионов, которые предлагают.

Так вот, уважаемые осуждающие и упрекающие, на досуге вспомните себя, молодых и горячих, и найдите причину, почему парни и девушки должны работать за 3 миллиона? Ради какой идеи? Почему люди, которые путешествуют по миру и видят, что бывает по-другому, лучше и интересней, обязаны прийти к вам? Я, как бывший молодой специалист, не вижу ни одной причины. Не хотят работать за такие деньги — и правильно делают.

Настасья Занько, Onliner.by

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023