Многие читатели об этом незаурядном политике успели забыть. Но бывший депутат парламента, доктор политологии, профессор Сергей Костян внимательно следит за всем, что происходит в стране. Можно по-разному относиться к его коммунистическим убеждениям, работе в различных славянских комитетах и объединениях. Однако его твердая позиция в отстаивании своих взглядов вызывает уважение. Наш корреспондент поговорила с ним о предстоящих выборах.
— Сергей Иванович, через несколько месяцев состоятся парламентские выборы. Как вы оцениваете готовность к ним белорусского общества? Не пропал ли интерес к избирательному процессу?
— Не буду лукавить. В нашем обществе к парламентским выборам нет никакого интереса. Деятельность политических партий по факту не допускается. Два раза в год на телевидении покажут Гайдукевича и его сына, правда, без «духа святого», да, может, эпизодически еще кого-то. А потом скажут: в нашем обществе политические партии не пользуются доверием у граждан. А разве наши граждане хотя бы что-то знают о политических партиях и лидерах? И откуда, как они могут о них узнать?!
Следовательно, выборы пройдут без всякого ажиотажа и политических состязаний — РУТИННО!
— Надо признать, что сегодня избиратели почти ничего не знают о том, как работают депутаты и в Овальном зале, и в округах. Почему это происходит?
— В Палате представителей все депутаты — это достойные люди.
Но их беда в том, что они не зависимы от избирателей. Среди них большинство бывших чиновников, рекомендованных самой властью, а потому они зависимы от власти.
Зависимость от власти не позволяет им мыслить и действовать свободно и высказывать спокойно свое мнение по той или иной проблеме. Иногда их приглашают на телешоу, которые в нашей стране мало кто смотрит. Овальный зал покажут общей картинкой и все. Поэтому наши граждане знают депутатов российских, украинских, польских, но не знают своих даже в их округах.
— У кого сегодня, на ваш взгляд, есть шанс получить кредит доверия? Какой депутат нужен сегодня?
— Народу нужен депутат, зависимый от избирателей, но и способный к сотрудничеству с властью. Избиратели хотели бы видеть в лице своего депутата не только законотворца, но и судью, и защитника, и прокурора, и священнослужителя — эдакий собирательный образ, выражаясь либерально-демократическим слэнгом, лоббиста их интересов. Избиратели хотели бы в лице депутата видеть не серую мышку, а яркую личность, которой бы они гордились. Конечно, все это не под силу даже самым умным молодым людям. Такими могут быть только люди достаточно зрелого возраста. Не случайно европейские демократии не приветствуют избрание в парламент людей совсем молодого возраста, хотя и есть исключения.
К сожалению, в парламент попадут все, кого выдвигает и поддерживает власть. Если останется все, как было последние два созыва, я только разведу руками. Но я категорически против кулачных потасовок в парламенте. Нам такой парламент не нужен.
На мой взгляд, нужно серьезно пересмотреть личностный состав Совета Республики. Как показывает практика, он формируется из должностных лиц только де-юре, но де-факто не связанных с народом. Наши губернаторы — это прозаседавшиеся свадебные генералы. А их дело — экономика и люди, их дело быть организаторами, менеджерами производства.
Уже, наверное, и пальцев на руках не хватит, чтобы пересчитать, сколько членов Совета Республики из числа предпринимателей, бизнесменов, высокопоставленных чиновников было арестовано.
В Совете Республики должны быть люди, умудренные большим житейским опытом, политически грамотные, имеющие связь с народом напрямую, не обремененные никакой властью, не боящиеся ее потерять. Тогда не будет коррупции, не будет арестов.
— У белорусского парламента за плечами 20 лет законотворческой деятельности. Тем не менее периодически возникают вопросы о несовершенстве того или иного закона, который устарел и оказывается бесполезным в той или иной ситуации. Это нормально или депутатам изначально не хватает видения перспективы?
— Наш век стремительных глобальных изменений порой требует искрометной маневренности. Законы устаревают, не поспевают за этими изменениями. Устоявшийся бюрократический принцип законотворчества мешает быстро и смело вносить изменения в устаревшие законы. Порой легче принять новый закон, чем внести изменения в закон, принятый 20 лет тому назад.
Отсутствие в парламенте политических фракций превращает его в некую застывшую массу, в которой каждый депутат живет не жизнью своего округа, а своей личной жизнью. Отсюда и законы многие не работают. Законы часто выхолащиваются ведомственными инструкциями.
Белорусский славянский комитет, который я возглавляю, уже многократно предлагал принять закон о преобразовании госконтроля в народный контроль. Госконтроль свои функции исчерпал, а потому и работает неэффективно. Не преобразуем госконтроль в народный контроль, не будет работать закон о борьбе с коррупцией. Ведь коррупция процветает не среди рабочего класса и крестьянства, не среди простых учителей и библиотекарей, а среди высокопоставленных чиновников.
Мы не раз предлагали отменить рабский закон о контрактной системе найма на работу, который напрочь подавляет инициативу, настойчивость, стремление реализовать себя, снижает производительность и качество труда, усложняет и тормозит развитие производственных отношений…
Это как раз то, чем должен заниматься парламент.
Светлана Балашова
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…