А. Лукашенко совершил свой первый визит в Евросоюз после того, как 15 февраля 2016 года ЕС окончательно снял санкции с белорусских властей. Последний раз президент Беларуси был в Европе в сентябре 2009 года, тогда он посетил Литву. И вот теперь после почти семилетнего перерыва его снова пустили в страну ЕС, в Италию.
Этот визит прежде всего непонятен по статусу. «Советская Белоруссия» называет визит «рабочим». Но ни на официальном сайте президента Беларуси, ни в сообщениях государственного агентства БелТА он так не именуется. Написано просто «визит главы государства».
Вторая странность. Обычно сообщение о визите сопровождается информацией о том, по чьему приглашению он совершается. В данном случае об этом ничего не сообщается. Кто пригласил: то ли президент Италии, то ли римский папа, или никто не приглашал — непонятно.
Стоит напомнить, что и в прошлый раз сразу после замораживания визовых ограничений ЕС в 2009 году первая поездка белорусского правителя на территорию Евросоюза состоялась именно в Рим. Тогда А. Лукашенко встречался с папой римским Бенедиктом XVI и премьер-министром Италии С. Берлускони. То есть не случайно прорыв в Европу президента Беларуси происходит через Рим.
Выскажу версию. Возможно, это объясняется тем, что есть проблемы с официальным приглашением А. Лукашенко в страны ЕС. Поэтому приходится использовать своеобразный черный ход, в роли которого выступил Ватикан. Вполне вероятно, что визит к римскому папе стал предлогом, чтобы заодно, по дороге попасть в Рим, встретиться с руководством Италии. В 2009 году А. Лукашенко поехал в Литву, используя как повод участие в экономическом форуме, чтобы встретиться с литовским президентом Д. Грибаускайте.
Сказанному выше не противоречит и тот факт, что итальянские политики всегда отличались большей лояльностью к официальному Минску в сравнении с лидерами других стран ЕС. И по этой причине вполне логично начинать новое открытие Европы именно с Рима.
Кроме того, традиционно Италия имеет хорошие отношения с Россией. Поэтому визит А. Лукашенко в Рим не вызовет такого раздражения в Москве, как если бы он полетел в Берлин, Брюссель или, не дай Бог, в Вашингтон.
Невысокий статус визита президента Беларуси в Италию оттеняется и рядом других нюансов. Итальянские СМИ очень слабо освещали это событие. По прибытии в Рим А. Лукашенко в аэропорту встретил, фактически, начальник департамента МИД Италии, отвечающий за дипломатический протокол. Для встречи главы государства это чрезвычайно низкий ранг чиновника принимающей стороны.
И тут случился казус, вызванный, видимо, чрезмерной радостью от завоевания Европы. А. Лукашенко прямо в аэропорту от полноты чувств стал энергично убеждать представителя службы протокола итальянского МИД, отвечающего за прием, размещение зарубежных гостей, соблюдение дипломатического этикета, в том, какие чудные перспективы уготованы для бизнесменов Италии в Беларуси. И даже успел дать личные гарантии. Растерянный итальянский чиновник, как истинный дипломат, вежливо кивал в ответ.
Обращает на себя внимание, что Александр Лукашенко встретился лишь с президентом Италии Серджо Маттареллой. Президент в этой стране выполняет символические функции, это церемониальная фигура. Первое лицо в Италии — это премьер-министр Маттео Ренци. А встреча с ним у президента Беларуси не состоялась. Обсуждать с главой итальянского государства тему экономических отношений между странами особого смысла не было, он такими вопросами не ведает. С учетом этого переговоры двух президентов носили протокольный, символический характер. Пожали друг другу руки, сфотографировались, обменялись дипломатическими любезностями, поговорили за жизнь.
А между тем кризис в белорусской экономике отразился и на экономическом сотрудничестве с Италией. Объем взаимной торговли за прошлый год уменьшился почти в три раза, экспорт сократился примерно в восемь раз. Причем эта тенденция на спад продолжается. За первые два месяца 2016 г. товарооборот между странами составил 80% к аналогичному периоду 2015 года.
Еще один знаменательный сюжет о привлечении итальянского бизнеса в Беларусь. Семь лет назад во время переговоров А. Лукашенко с премьер-министром Италии С. Берлускони была достигнута договоренность о создании какой-то специальной промышленной зоны в Бресте, в которой итальянский бизнес имел бы льготные условия. Как вы уже, наверное, догадались, этим все и ограничилось. И вот теперь, прилетев в Рим, президент Беларуси снова обещает: «Мы можем реанимировать наши договоренности о создании промышленной зоны в Бресте». А кто же мешал это сделать минувшие семь лет?
В воскресенье 21 мая А. Лукашенко с сыном Николаем принял римский папа Франциск. Встреча продолжалась около 40 минут, из них 25 минут президент и понтифик общались в формате «один на один». Понятно, что за такой короткий временной интервал, с учетом обмена подарками и любезностями, необходимого времени на перевод, ничего серьезного обсудить невозможно. Встреча была такая же протокольная, как и с президентом Италии. Аудиенция у папы римского оказалась просто данью вежливости хозяина по отношению к гостю.
Тем не менее эта встреча с главой римско-католической церкви вызвала у А. Лукашенко взрыв эмоций. Общаясь после с журналистами, белорусский лидер продекларировал свою полную идеологическую близость с понтификом. Что несколько странно слышать из уст человека, когда-то назвавшего себя «православным атеистом».
Также он сообщил, что в очередной раз пригласил папу в Беларусь. Президент озвучил свою давнюю идею о встрече здесь, в нашей стране, понтифика с патриархом Русской православной церкви Кириллом. Но этого А. Лукашенко показалось мало. «Все в руках господа. Если он благословит, то наши высшие иерархи католической и православной церквей встретятся на белорусской земле. Думаю, что пригласят туда и представителей мусульманского мира, и иудеев, и других конфессий», — заявил белорусский лидер. И добавил: «Пригласили бы священнослужителей и европейских, и украинских, и российских, и наших. Сели бы, поговорили, а потом все вместе перед миллионами паломников помолились бы во имя мира». Если перейти на шутливый тон, то Беларусь скоро превратится в центр мироздания, землю обетованную, может, и штаб-квартира ООН переместится в Минск. Ну и угадайте с трех раз, кто станет во главе этого миротворческого процесса?
В целом же этот визит имел в чистом виде символическое значение. Для белорусского электората он призван стать доказательством преодоления международной изоляции, признания А. Лукашенко Западом. Дескать, смотрите: теперь его официально принимают даже в европейских городах.
Валерий Карбалевич
Читайте также в рубрике «Диагноз»:
Свой среди чужих, чужой среди своих
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…