Облигации Минфина раздувают госдолг
Минфин Беларуси в последнее время очень увлекся этими эмиссионными ценными бумагами. Ведомство эмитирует их в разных валютах с разным сроком обращения и активно продает физическим и юридическим лицам.
Все довольны. Вроде бы…
Для государства облигации — это способ одолжить денег у тех, у кого они еще остались, вовлечь в экономику «подматрасные» сбережения. Для держателя облигация — это возможность получить дополнительный доход. В результате вроде бы все довольны, но злоупотреблять облигациями тоже не стоит, и вот почему.
Деньги с помощью облигаций привлекаются лишь на время. Их нужно отдавать, причем с процентами. Облигационный бум провоцирует рост государственного долга, кроме того, значительная часть долга внутреннего теперь формируется в иностранной валюте (облигации-то в основном валютные). А стабильных источников валюты в Беларуси не так уж много. С рублевым долгом проще. В крайнем случае можно просто включить печатный станок и раздать долги, но вот что делать с валютным? В настоящий момент он гасится за счет новых заимствований.
Схема выглядит примерно так: Минфин продает валютные облигации, допустим, на 100 млн долларов. Средства зачисляются в состав золотовалютных резервов, и через некоторое время направляются на выплату государственного долга, внешнего (кредиты ЕФСР, Китая, России) или внутреннего (в том числе и погашение гособлигаций, и выплата процентов по ним). В результате госдолг и не думает сокращаться. Более того — он растет. А на фоне сокращения экономики Беларуси, показатель госдолга к ВВП увеличивается особенно быстро.
Минфин и не думает останавливаться
По данным Минфина, в 2015 году с помощью государственных облигаций удалось привлечь немалые деньги. В отчете о состоянии госдолга фигурирует цифра в 2,14 млрд долларов и 2,15 трлн белорусских рублей. В отдельном сообщении, посвященном валютным облигациям, говорится уже о 2,44 млрд долларов. Вероятно, во втором случае в показатели учтены бумаги, эмитированные в 2014 году, а размещенные — в 2015. Может, расхождение обусловлено какими-то другими неочевидными факторами. Но, так или иначе, для Беларуси это огромные деньги. Вы только вдумайтесь, больше 2 миллиардов долларов! Ни много ни мало половина сегодняшнего объема белорусских ЗВР.
В этом году безудержное облигационное веселье продолжается. В первом квартале 2016 года Минфин уже привлек 405,8 млн долларов и 600 млрд рублей и не думает останавливаться: сейчас продаются 4 выпуска валютных облигаций. Впрочем, неудивительно — пришла пора платить и по старым долгам: только в 1 квартале на погашение гособлигаций было направлено 566,5 млн долларов и 1 935,0 млрд рублей. Деньги немалые, и чтобы расплатиться с кредиторами, нужны новые заимствования. Более того, мы уже дошли до того, что на погашение гособлигаций, проданных населению и предприятиям, направляются внешние кредиты.
Вот вам и кредит на реформы…
Конечно, вслух об этом никто не скажет, так что официальной информации от Минфина или Нацбанка на этот счет нет. Но можно просто сравнить два отчета о состоянии госдолга, и многое станет понятным.
Итак, в конце марта Беларусь получила 500 млн долларов в рамках кредитной программы с ЕФСР. ЗВР за март выросли на 80,4 млн долларов, то есть как минимум 420 млн были на что-то потрачены. Теперь смотрим, что с госдолгом. Внешний прирос на 500 млн долларов, все точно, как в аптеке. А погашение долгов за март получилось следующим: по внешнему долгу выплатили 123,4 млн долларов, по валютным облигациям — 349 млн долларов. Итого валютные выплаты составили 472,4 млн долларов, из них три четверти средств — погашение облигаций Минфина, то есть внутреннего долга. Вот вам и кредит на реформы…
Динамика внутреннего госдолга и вовсе обескураживает. С начала 2013 года показатель вырос на 291%. Конечно, нужно учесть и девальвацию рубля, негативно сказывающуюся на валютной составляющей госдолга. Но девальвация за аналогичный период была значительно меньше — 134%. Получается, что снижение внутреннего долга в самом конце графика — это и есть «кредит на реформы».
Спасибо ЕФСР.
Говорят, нужно жить по средствам? Пора бы перейти от слов к делу.
Ольга Евсеева, «Кошт урада»