Власти отвергли обвинение в применении принудительного труда
Правительство Беларуси отвергает обвинение в том, что в стране практикуется принудительный труд.
Об этом говорится в страновом докладе, который правительственная делегация во главе с министром труда и социальной защиты Марианной Щеткиной представила 2 июня на заседании Комитета по нормам и стандартам на 105-й сессии Международной конференции труда в Женеве.
В этом году белорусский вопрос впервые рассматривается в контексте конвенции № 29 МОТ, которая посвящена недопустимости принудительного труда. Основанием для этого стали отдельные положения декретов президента № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», № 9 «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности», № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и закона № 104-3 от 4 января 2010 года «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них». Внимание МОТ также привлекли декреты президента № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» и № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».
Белорусские власти «с большим вниманием отнеслись к замечанию по конвенции № 29, проанализировали все нормативные документы, упомянутые комитетом экспертов, включая цели и задачи, с которыми они принимались, для того чтобы привести положения этих актов в соответствие с требованиями конвенции».
В результате с учетом позиции МОТ было решено отменить декрет президента № 9 «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности», что и было сделано — указом президента № 182 от 27 мая 2016 года декрет № 9 признан недействительным. «Правительство Беларуси считает, что оставшиеся нормативные документы, упомянутые комитетом экспертов, не противоречат положениям конвенции № 29», — отметили авторы доклада.
Так, указ президента № 18 регламентирует механизм помощи в трудоустройстве родителей из неблагополучных семей, чьи дети находятся на попечении государства в специальных детских учреждениях по опеке. «Основная цель этого декрета заключается в улучшении ситуации внутри неблагополучных семей, чтобы дети могли безопасно вернуться к своим родителям. Начиная с 2007 года в общей сложности около 34 тыс. детей признали нуждающимися в господдержке, порядка 20 тыс. из них впоследствии были возвращены в свои семьи», — говорится в документе.
В отношении закона о лечебно-трудовых профилакториях правительство отмечает, что «труд является одним из наиболее важных аспектов социальной реабилитации граждан, ведущих асоциальный образ жизни». В конце 2009 года Конституционный суд Беларуси признал обоснованность этого документа, посчитав направление граждан из ЛТП на работу оправданным.
В свою очередь декрет президента № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» предоставляет гражданам Беларуси «возможность исполнения своей конституционной обязанности в финансировании госрасходов». Обязав граждан, которые не платят подоходный налог, выплачивать ежегодный сбор в размере около 200 долларов, Беларусь, по мнению правительства, сделала «более справедливым» то, что «они пользуются правом на получение государственных услуг, в том числе бесплатных». Таким образом, декрет № 3 «не предусматривает обязательного труда для граждан, но накладывает на них финансовые обязательства».
«С учетом изложенного, правительство Беларуси подчеркивает, что нормативные и правовые документы страны не содержат элементы принудительного труда. Они предназначены для решения социально значимых задач, таких как защита детей, профилактика алкоголизма, наркомании и уклонения от уплаты налогов», — отметили авторы доклада.