За что осудили Шушкевича?
24 мая стал судным днем для белорусской оппозиции. В разных судах Минска судили граждан, принимавших участие в учредительном собрании Белорусского национального конгресса 15 мая. Среди осужденных к штрафу оказался и первый руководитель независимой Беларуси Станислав Шушкевич. Его «дело» является показательным и заслуживает особой оценки.
Кто такой Шушкевич?
Молодым читателям газеты напомню: Станислав Станиславович Шушкевич — уникальная личность нашей эпохи. Он стоял у истоков новой белорусской государственности в 90-е годы. После провала августовского путча 1991 г. он был избран председателем Верховного Совета Республики Беларусь, то есть, по сути, был главой независимого белорусского государства.
С.Шушкевичу выпала честь и ответственность подписать от имени нашего молодого государства Беловежские соглашения о прекращении существования СССР и о создании Содружества независимых государств (СНГ). Конечно, это решение вызвало много споров и неоднозначных оценок. Но это наша история.
Большую роль С.Шушкевич сыграл в подготовке проекта Конституции Республики Беларусь, обеспечив участие в этом процессе всех заинтересованных депутатов и юристов. Им как главой государства были подписаны многие международные договоры, в том числе по линии ООН, а также о выводе из Беларуси ядерных арсеналов СССР.
Как известно, С.Шушкевич пал жертвой оговора по так называемому делу «о краже ящика гвоздей» (в конце января 1994 г.). Возможно, лишение должности председателя Верховного Совета не позволило Шушкевичу победить в президентских выборах 1994 года.
Как депутат Верховного Совета 13-го созыва С.Шушкевич подписал обращение в Конституционный суд об отстранении А.Лукашенко от должности президента страны и не признал итоги ноябрьского 1996 года референдума об изменении Конституции.
В последующем С.Шушкевич стал активным деятелем оппозиции, возглавил партию «Белорусская социал-демократическая Грамада».
После выхода на пенсию он стал получать 3200 белорусских рублей. Формально это было связано с тем, что должность председателя Верховного Совета была упразднена в ноябре 1996 г. и индексация пенсии по этой должности перестала производиться. Позднее жена С.Шушкевича оформила документы на получение им пенсии по возрасту. С конца 2015 г. он стал получать общую пенсию в размере 4,5 миллиона рублей.
С. Шушкевич — известный и заслуженный гражданин Беларуси. С 1982 г. он — заслуженный деятель науки и техники Белорусской ССР, лауреат премии Совета Министров СССР, лауреат Государственной премии БССР. В 2007 г. по предложению Леха Валенсы он выдвигался на Нобелевскую премию мира. Он также автор ряда книг, в том числе по новейшей истории Беларуси. Чего стоит его бестселлер под названием «Маё жыццё, крах і ўваскошанне СССР».
На мой взгляд, это человек, которого должны уважать и слушать все люди Беларуси: от президента до самого маленького чиновника. Ан нет, его не только не уважили, но и оштрафовали как обычного правонарушителя, даже не приняв во внимание, что в день суда он находился в зарубежной поездке.
Виноват ли Шушкевич?
Дело Станислава Шушкевича рассматривала судья суда Центрального района Минска Виктория Шабуня. Шушкевичу вменялось правонарушение по части 2 статьи 23.34 КоАП («Нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия»). Свидетелями выступили два сотрудника милиции Дмитрий Шантор и Олег Лукьянов. На вопрос судьи, как именно С.Шушкевич принимал участие в происходящем, О.Лукьянов ответил: «Он активно обсуждал политическую жизнь страны».
В итоге отсутствующий на суде С.Шушкевич был подвергнут штрафу на 30 базовых величин (6,3 миллиона рублей). Однако зададимся вопросом: а было ли за что наказывать первого руководителя белорусского государства? По моему мнению, суд не имел оснований для вынесения такого решения. На этот счет приведу следующие доводы.
Во-первых, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКобАП) не допускает возможности «заочного» вынесения решений по делам об административных правонарушениях. На суд, а равно на других субъектов, ведущих административный процесс, возлагается обязанность «…обеспечить защиту прав, свобод и законных интересов участников административного процесса» (ст.2.3 ПИКобАП).
А если правонарушитель не является в суд? В этом случае предусматривается такая мера принуждения, как привод (ст.8.12). Но при этом надо установить, что гражданин не явился по вызову без уважительной причины.
Однако в случае с С.Шушкевичем судья не приняла мер к установлению причин неявки и ограничилась констатацией того, что от Шушкевича не поступало ходатайств о переносе времени судебного разбирательства. Тем самым были нарушены многочисленные права гражданина, в отношении которого ведется процесс, в том числе: знать, какое правонарушение ему вменяется, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять отводы и ходатайства, иметь защитника (ст.4.1).
Во-вторых, С.Шушкевичу вменялось нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия. Однако эти факты в суде не были доказаны. Из показаний сотрудников милиции следует, что он «принимал участие», «обращался в мегафон», «активно обсуждал политическую жизнь страны».
Но ведь Шушкевич ничего не нарушал. По Конституции (ст.35) свобода мирных манифестаций, не нарушающих правопорядок и права других граждан, гарантируется государством. Это положение закрепляется даже в одиозном законе «О массовых мероприятиях» от 30 декабря 1997 г. (с изм. и доп.).
В-третьих, по Конституции (ст.59) государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь.
Почему власти до сих пор не создадут надлежащих условий для проведения мирных акций протеста? Почему власти Минска не предоставили организаторам Белорусского национального конгресса помещения для проведения учредительного собрания и тем самым вынудили проводить мероприятие под открытым небом и под дождем? Почему представители силовых структур препятствовали организаторам в проведении учредительного собрания?
На мой взгляд, в случае с проведением указанного мероприятия надо ставить вопрос об ответственности должностных лиц, которые противодействовали реализации конституционных прав и свобод граждан. Решения, которые были приняты органами внутренних дел и судами в отношении организаторов и участников мирной акции, подлежат отмене как незаконные и не имеющие юридической силы. А С.Шушкевичу необходимо принести извинения на официальном уровне за неуважение к его личности как первого главы независимой Беларуси.
Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор
Читайте также:
Философ мечтает о вежливом обращении сотрудников милиции со всеми гражданами…
Как остановить «штрафной конвейер»?