Мечислав Гриб: Голоса не считают. Но участвовать надо
Белорусская социал-демократическая партия (Грамада) готовится к избирательной кампании. О предвыборных планах рассказал член партии, бывший председатель Верховного Совета 12-го созыва Мечислав Гриб. Политик не исключил, что будет участвовать в этой кампании.
— Наша партия пойдет на эти выборы. Пойдет отдельно, ни в какие блоки, ни в какие объединения с другими партиями вступать не будет. Возможно совместное наблюдение. Но в округа пойдет самостоятельно, будет выдвигать своих кандидатов…
— А сколько кандидатов партия планирует выдвинуть?
— Сейчас идет эта работа. Окончательный список кандидатов будет сформирован на внеочередном съезде партии. Сказать конкретно, сколько будет кандидатов, пока трудно. Я думаю, что не менее 20 человек будет. Но дело не в том, сколько будет выдвинуто, а в том, что выборов как таковых в Беларуси нет. Это мое субъективное мнение, и как бывшего председателя Верховного Совета, и как человека, который наблюдал за выборами в разных ипостасях, начиная с 1996 года. Хочу подчеркнуть — выборов нет. Однако есть мнения и споры о том, что власть кого-то из оппозиции пропустит. Я не исключаю, что, возможно, 1—2 человека из какой-то партии или еще откуда-то под видом демократов могут быть пропущены в Палату представителей. Но это не значит, что они будут избраны.
Чтобы провести свободные, честные, демократические выборы, не нужно вносить какие-то изменения в избирательное законодательство. Дайте мне, кандидату, возможность, чтобы я по действующему белорусскому законодательству провел свободные, честные и независимые выборы. И я вам даю гарантию, что я это сделаю по законодательству.
Я уверен, что если дать белорусским властям самое демократичное законодательство Англии, Франции, Украины, Польши, то они все равно проведут выборы так, как всегда, один к одному. А дайте Англии, Франции или Польше наше законодательство, и они по нашему законодательству проведут честные и демократические выборы.
Понятно, что белорусское законодательство недемократическое, несовершенное. Его надо менять. Но не в этом дело. Дело в политической воле власти. Эта воля направлена не на проведение демократических и свободных выборов, она направлена на сохранение, на удержание власти.
Никакого не будет послабления. На словах белорусские власти обещают какие-то изменения представителям демократических стран, но в реальности будут делать свое дело так, как всегда. Поэтому не на что надеяться.
— Но настроения в обществе такие, что оппозиция могла бы набрать немало голосов, если бы выбрала правильные стратегию и тактику, если бы объединилась хотя бы…
— У меня на этот счет тоже есть свои соображения. В последнее время журналисты, политологи упрекают оппозицию, что она не может никак объединиться и выдвинуть по одному кандидату на каждый избирательный округ. Это было бы неплохо, но это уже невозможно, потому что время прошло и его уже не вернешь.
И еще: нельзя выдвигать единых кандидатов, если сами политические партии, организации и движения не объединены. Тогда кто-то теряет, кто-то пытается перетянуть одеяло на себя.
Как рассуждают журналисты и политологи? Если бы был один кандидат, а много людей сейчас настроены оппозиционно к власти, то они отдали бы голоса за представителя оппозиции, и он набрал бы большинство. А если в округе будет несколько оппозиционных кандидатов, то голоса раздробятся, в целом они получат мало, и победа без фальсификаций достанется провластным кандидатам…
Если рассматривать это без связи с белорусской реальностью, то это кажется логичным. А на самом деле ничего не определяет, один будет кандидат или несколько. Голоса же не считают и считать не будут. Еще до начала выборов провластные кандидаты уже назначены, известно, сколько им дадут голосов. Остатки разобьют между остальными. А журналисты и политологи будто этого не понимают. Какое большинство, если голоса не считают и считать не будут!
— А как переломить эту ситуацию? Может, у вас какой-то план, какой-то ключ, чтобы открыть этот замок?
— План и ключ один. Надо менять власть, нужно менять законодательство, надо менять избирательные комиссии. Все начинать сначала.
— Но получается замкнутый круг. Власть можно менять через выборы. А выборы фальсифицируют. Тогда что — только площадь, протест народа?
— Получается, площадь, серьезные требования людей к власти, чтобы выборы были справедливы. Если этого не будет, то и изменений в ситуации не будет.