TOP

Придется выбирать, лавировать не получится?

На продление американских санкций в отношении ряда белорусских чиновников Минск отреагировал весьма миролюбиво и конструктивно, хотя прежде метал громы и молнии.

Все просто: раньше белорусское начальство думало, что уже один черт, дело не поправишь, так хоть крутыми себя покажем; теперь же боится спугнуть нормализацию отношений с «мировым жандармом».

Но эта нормализация в принципе хрупка и не особо зависит от Беларуси в ситуации, когда дело пахнет новой «холодной войной».

Обама проштамповал наследие Буша

Субботнее решение Барака Обамы продлить действие санкций еще на год пресс-секретарь МИД Дмитрий Мирончик прокомментировал так: «Мы намерены продолжать начатый диалог с американскими партнерами с целью нормализации отношений и полной отмены исполнительного приказа президента Джорджа Буша № 13405 от 16 июня 2006 года. Надеемся, что юбилейный, десятый, год действия санкций станет последним».

Иначе говоря, Минск не становится в позу и вообще рассчитывает, что в 2017-м санкции снимут.

Действительно, их история тянется еще со времен президентства Буша-младшего. Тот в 2004 году подписал «Акт о демократии в Беларуси», по сути направленный на смену режима, которому предъявили ультимативные требования, формально мотивированные (зажим прав человека и пр.), но заведомо неприемлемые для Александра Лукашенко. И пошло-поехало. В начале 2008 года дошло до фактического выдворения посла США из Беларуси, миссия и поныне работает в сильно усеченном составе.

Но с тех пор много воды утекло. Надежды Запада на скорую революцию в Беларуси растаяли. Да и украинского Майдана хватило с лихвой. Теперь США, как и Евросоюз, прежде всего озабочены обузданием Владимира Путина, а вот Лукашенко с его хитрым маневрированием может быть западникам и полезен.

Откручивать политические гайки в кризис рискованно

Так что Обама проштамповал продление санкций чисто технически. Вашингтон держит марку, однако не заинтересован пускать под откос нынешнюю разрядку в отношениях с Минском. Другое дело, что, как выразился руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников, «Беларусь среди приоритетов США на 589-м месте».

Поэтому, считает собеседник, Вашингтон не будет торопиться со снятием как персональных, так и экономических санкций: «Там понимают, что Минск — в достаточно уязвимом экономическом и политическом положении, и постараются из этого выжать максимум».

Стоит отметить, что Евросоюз сменил политику в отношении Беларуси (и снял в феврале почти все санкции) в немалой степени из-за боязни танков Путина на Буге в случае, если Россия поглотит нашу страну.

Однако Поротников считает, что, во-первых, инкорпорация Беларуси маловероятна, а во-вторых, для Вашингтона это не трагедия. Напротив, Москва таким образом может влезть в ловушку, которая будет съедать ресурсы и ослаблять империю, говорит аналитик.

Если так, то по сути Минск оказывается в ситуации, когда спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

Для Лукашенко острота момента усугубляется тем, что в условиях экономического кризиса откручивать гайки во внутренней политике, к чему подталкивают западники, особенно рискованно. Поэтому, говорит аналитик, маловероятно, что в новый состав Палаты представителей пустят оппозиционеров.

Между тем, напомню, Скотт Роланд, временный поверенный в делах США в Беларуси, недавно заявил, что окончательное решение о судьбе американских санкций будет принято по итогам именно этих сентябрьских выборов.

Впрочем, Запад трезво понимает, что чудес демократизации от Лукашенко не дождешься. Так что игра ведется вокруг минимальных уступок. И власти, полагает Поротников, могут действительно продемонстрировать относительную прозрачность выборов, например, в тех округах, где оппозиционеры конкуренцией между собой априори распылят голоса протестного электората, обеспечив чистую победу ставленнику властей.

С консолидацией же у белорусской оппозиции традиционно туго.

«Минску придется выбирать, лавировать не получится»

Не исключено, что санкции США через год будут сняты, заявил минский аналитик-международник Андрей Федоров. По его мнению, «Минску, возможно, выставлены некие конкретные непубличные условия» вдобавок к общим требованиям (демократизация, права человека).

Однако на судьбу белорусско-американских отношений повлияет не столько исход парламентских выборов в сентябре, сколько развитие сюжета по линии Москва — НАТО. В случае резкого усиления конфронтации белорусское руководство, считает Федоров, не посмеет пренебречь союзническими обязательствами перед Москвой.

Поротников тоже говорит, что в такой ситуации «Минску придется выбирать, лавировать не получится».

А каков может быть выбор? Уйти на Запад, вопреки рефренам иных московских кликуш, Лукашенко не способен по целому ряду экономических и политических причин. Ко всему прочему перед глазами кровавый пример Украины.

Но и сидеть с Москвой в одном окопе «холодной войны» белорусскому начальству совсем не хочется.

Вся надежда на то, что Кремль и Белый дом одумаются, охолонут. Однако логика конфронтации уже набирает свинцовую инерцию. Ведь российские бригады и дивизии занимают позиции на западном направлении не на недели, а на десятилетия, оборудуют места дислокации капитально, такие ресурсы на ветер не бросаются. С другой стороны, и НАТО не шутит с продвижением своей инфраструктуры на восток. Беларусь оказывается между двух жерновов, пространство для геополитического маневра в некий момент может схлопнуться.

Пока же белорусскому руководству остается только лавировать, в чем оно демонстрирует в последнее время невиданную искусность. Благословенные времена, когда под российским ядерным зонтиком и с российскими дотациями жилось как у бога за пазухой (и можно было напропалую ругать тех же американцев), прошли навсегда. Теперь — крутись и бойся.

Александр Класковский, naviny.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.