TOP

Разгрузка складов: найдется ли покупатель на залежалый товар?

Почему на склады госпредприятий не пускают частника и не торопятся делать скидки?

Кризис не помог многим белорусским госпредприятиям разгрузить склады. Хотя объемы производства пришлось существенно сократить. Однако запасы готовой продукции, к примеру, Минского тракторного завода впечатляют даже с высоты птичьего полета. МТЗ — не единственное госпредприятие, испытывающее проблемы со сбытом.

По данным Белстата, на 1 января 2016 года складские запасы отечественных производителей оценивались в 33,5 трлн рублей. За год они выросли на 0,8 трлн рублей и составили 68,7% среднемесячного объема промышленного производства.

Как распродать эти огромные залежи продукции?

Нужно делать скидки

— На мой взгляд, единственный адекватный подход — сделать существенные скидки, пусть даже на порядок ниже себестоимости, что позволит обеспечить производителя оборотными средствами, — считает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук. — С помощью директивных заданий, как у нас любят, такие вопросы не решаются.

Эксперт отмечает, что проблема складских запасов возникла в 2013—2014 годах.

— Это наследство, с которым нам приходится сегодня жить, — говорит аналитик.

По словам экономиста, за последний год предприятия резко сократили объемы производства, и складские запасы уже не растут столь стремительно, как раньше.

Однако проблема разгрузки складов по-прежнему весьма злободневна. Произведенная несколько лет назад продукция могла потерять свой товарный вид и функциональность.

— Те же трактора — насколько они пригодны для рынка и пригодны ли вообще к использованию? — говорит Дмитрий Крук.

Отдайте эту нишу предпринимателям!

Представители бизнеса неоднократно пытались помочь властям в деле разгрузки складов. Однако наталкивались на стену.

— Что касается МТЗ и МАЗа, то бизнес уже много лет просит: давайте мы вам будем помогать разгружать. Но руководство предприятий отвечает: у нас своя cбытовая политика, — рассказывает сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.

По его словам, несколько лет назад белорусские предприниматели привозили в Минск украинских коллег, которые были готовы напрямую приобрести у МТЗ по 50 тракторов. Так выходило дешевле, чем у украинского дилера. Бизнесмены согласны были сами оформить и доставить продукцию. Но на заводе отказали и посоветовали приобретать белорусские трактора в Украине.

— Сегодня, несмотря на запасы готовой продукции, вы не купите трактор для экспорта. Вам его просто не продадут, — подчеркивает Виктор Маргелов.

Аналогичная ситуация и с торговлей основными запчастями. Хотя ниша для предпринимателей здесь, по мнению бизнесмена, есть. Он напоминает, что раньше многие частники брали запчасти, что-то по бартеру меняли, где-то находили покупателей.

— Понятно, что завод таким не будет заниматься. Так отдайте эту нишу предпринимателям! Увы… Сегодня случайным или мелким предпринимателям места нет, — отмечает бизнесмен.

Причины скопления складских запасов, по его мнению, разные. К примеру, МТЗ потерпел от того, что Россия в прошлом году вместо 11 тысяч тракторов купила 4,5 тысячи. У Минского автозавода, как отмечает эксперт, проблема еще серьезней, поскольку с российского рынка МАЗ вытесняет КамАЗ.

— Из разных источников поступает информация, что общая кредиторская задолженность МАЗа доходила даже до 50 трлн рублей. На сегодняшний день источники озвучивают цифру 20—25 трлн. Это миллиард долларов! А есть ли там продукции на миллиард? — вопрошает Виктор Маргелов.

По его словам, сложная ситуация сегодня и на Минском моторном заводе, а также на других госпредприятиях.

— Теперь уже необходимо серьезное «хирургическое» вмешательство. Власти раньше должны были адаптироваться к ситуации. Не надо было эти трактора выпускать, не надо было содержать людей. А что сейчас? Напечатать пустых денег, чтобы МАЗ расплатился, и «грохнуть» экономику? — говорит предприниматель.

На последнем заседании конфедерации промышленников и предпринимателей, по словам эксперта, представители Министерства экономики сами заявляли, что в состоянии банкротства сегодня находятся больше 500 предприятий, на которых работает 1—1,5 млн человек. Для того чтобы сбалансировать их финансовое положение, по расчетам Минэкономики, надо порядка 7 млрд долларов.

— Это без реконструкции, без модернизации, просто так. Вот она, глубина кризиса! А складские запасы МТЗ — макушки айсберга! — отмечает Виктор Маргелов.

Анастасия Беленькая, zautra.by

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.