1 июля в Беларуси произошла деноминация национальной денежной единицы — рубля.
Новые банкноты заменили старые в пропорции один рубль к десяти тысячам. То есть новые купюры «стали легче» сразу на четыре нуля. Самая крупная новая банкнота в 500 рублей соответствует старым 5 миллионам, а самой мелкой денежной единицей стала одна копейка, которая соответствует старым 100 рублям.
Всего с 1 июля в обращение введены семь номиналов банкнот — 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 рублей, и восемь номиналов монет — 1, 2, 5, 10, 20 и 50 копеек, а также 1 и 2 рубля.
Старые и новые деньги будут в обращении до конца 2016 года. В следующие три года старые деньги можно будет поменять в банках, а до 2021 года — в Национальном банке.
Это третья по счету деноминация белорусского рубля. В 1994 году с купюр исчез один ноль, а в 2000 году — три нуля. Предыдущие банковские билеты, которые сейчас меняют на новые рубли, были в обращении 16 лет.
Мы попросили бывших руководителей Нацбанка Беларуси и экономистов спрогнозировать, сколько «протянут» новые белорусские деньги.
Станислав Богданкевич полагает, что монеты не скоро выйдут из обращения. «Инфляция и девальвация будут продолжаться, но умеренными темпами, поэтому копейки будут функционировать», — говорит экс-глава Нацбанка. По его словам, очередной деноминации не стоит ждать в ближайшие 10 лет.
«Президент поставил перед Нацбанком задачу не допустить гиперинфляции. Это значит, что власти не допустят выпуска денег в оборот без обеспечения. То есть денежная масса будет под контролем. И сегодня мы видим, что этот контроль имеет место, потому что бурной девальвации нет, наоборот, последнее время валютный курс стабилизировался. Поэтому при сохранении нынешней политики Нацбанка большого обвала я не ожидаю», — говорит Богданкевич.
«В ближайшие пять лет нас ждет все-таки медленный и ползучий обвал, но дальше будет стабилизация», — полагает Станислав Богданкевич.
Петр Прокопович тоже считает, что монеты выйдут из обращения не скоро. «По крайней мере, такие люди, как я, точно не доживут», — говорит бывший глава Нацбанка.
В ближайшие 25 лет он не предполагает сильную девальвацию белорусского рубля, которая могла бы привести к исчезновению монет, а о новой деноминации и разговора быть не может. Наоборот, считает Прокопович, в будущем есть все основания для роста и развития белорусской экономики, а значит, более стабильного белорусского рубля.
«Точки роста имеются за счет тех отраслей, которые требуют не иностранной, а белорусской валюты, наших материалов и сырья. И таких отраслей у нас достаточно, — подчеркнул экс-председатель Нацбанка. — Например, у нас на депозитах у людей более 7 млрд долларов. Если население будет активно строить индивидуальное жилье, то, естественно, оно будет тратить в том числе и валютные депозиты. То есть ситуация улучшится с точки зрения укрепления национальной валюты».
Еще одной точкой роста он называет рост потребительского спроса: «Растет не только численность населения в мире, но и его жизненный уровень. Люди начинают все больше и больше потреблять, тем более нашей экологически чистой продукции, такой как молоко, овощи и фрукты. У нас же земельных угодий на одного жителя в несколько раз больше, чем в Европе. Есть основа, чтобы развивать это направление».
Надежда Ермакова (возглавляла Нацбанк в 2011—2014 годах) категорически не хочет давать прогнозы и больше уповает на Бога: «Как только в монетах отпадет необходимость, так они и выйдут из обращения. А когда не будет необходимости, никто не может сказать. Жизнь меняется. Дай Бог, чтобы они все время ходили, и наша денежная единица была устойчивая».
При этом, полагает бывшая глава Нацбанка, следующую деноминацию будут проводить уже не при ее жизни: «Думаю, что меня тогда на земле не будет, а надеюсь я прожить до 100 лет» (сейчас Н. Ермаковой 63 года).
Как обыватель она не боится появления новых денег, особенно монет. Тем более, что «везде рассчитывается карточкой». «Все потихонечку утрясется, — уверена Надежда Ермакова. — Ко всему привыкнем. Так же как летом привыкаем к жаре, так со временем привыкнем и к новым деньгам».
Предсказать судьбу новых белорусских денег мы попросили и экспертов финансового рынка.
Старший аналитик форекс-брокера «Альпари» Вадим Иосуб припомнил денежную реформу СССР 1961 года и на основании ее выдвинул такую версию: «Существует вероятность, что вводимые с 1 июля монеты не выйдут из обращения при жизни нашего поколения, а может быть, не выйдут и вообще. Это не означает, что в стране больше не будет деноминаций. Дело в том, что в отношении монет существует определенная практика. В частности, она применялась при денежной реформе в Советском Союзе в 1961 году. Во время той реформы осуществлялась деноминация рубля в 10 раз, но монеты остались в обороте по своему номиналу. 1 копейка старыми осталась и 1 копейкой новыми. Это вполне логичный подход к использованию монет. Особенно если учесть, что чеканка новых монет — значительно более затратное мероприятие, чем печать новые бумажные купюры».
В белорусской экономике в принципе тяжело делать какие-то прогнозы, особенно трудно что-то предсказывать на долгосрочную перспективу. Тем не менее, Вадим Иосуб попробовал определить период времени, на протяжении которого новые деноминации нам не грозят: «Когда нас ждет новая деноминация? Это зависит от того, какую денежно-кредитную политику будут проводить власти. Можно проводить ответственную политику по примеру ряда западных стран, которые, например, никогда не сталкивались с деноминацией (Англия, США), а можно пойти по пути Германии 30-х годов или Зимбабве, когда буквально за один год появляются от 10 до 20 лишних нулей».
Финансовый аналитик исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха отмечает следующую важную деталь нынешней деноминации: «Это не просто отбрасывание четырех нолей, но и переход на абсолютно новые наличные деньги. В результате деноминация, помимо упрощения расчетов, носит и имиджевый характер».
Говоря о сроке службы монет, аналитик сразу конкретизирует: «Давайте говорить о монете минимального номинала — 1 копейке, которая равна старым 100 рублям. Итак, выход из оборота старых 100 рублей (в случае отсутствия деноминации) я бы предсказал не позже, чем через три года. Однако что касается 1 копейки в виде монеты, то тут я увеличиваю срок службы почти вдвое — она будет находиться в денежном обращении минимум 5 лет. Во-первых, есть психологический момент — Нацбанк активно пытается убедить население в востребованности и актуальности монет, что однозначно скажется на продолжительности их «жизни». Во-вторых, в текущей ситуации отмечается тенденция замедления инфляции и, судя по всему, властям удастся ограничить годовую инфляцию до однозначных цифр уже в 2017-м».
Следующую деноминацию аналитик прогнозирует не ранее чем через 25 лет.
Александр ЯРОШЕВИЧ, Александр ВАНКОВИЧ, naviny.by
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…