Categories: Диагноз

Деноминированная независимость

Беларусь отпраздновала очередной День Независимости. Дата главного праздника страны (3 июля) всегда вызывала вопросы. В этот раз вся парадоксальность ситуации выявилась особенно выпукло и ярко, власти окончательно запутались сами и запутали все население.

Судите сами. А. Лукашенко, выступая 1 июля на торжественном собрании по случаю Дня независимости, заявил: «Четверть века мы живем в независимом государстве… История суверенной Беларуси также началась в условиях геополитической трагедии — разрушение СССР, обвал экономики и деградация всех сфер жизнедеятельности общества». Обратите внимание, что момент рождения независимой Беларуси назван «геополитической трагедией». Как можно относиться к ребенку, появившемуся на свет в результате несчастного случая?

Но сейчас о другом. БТ вслед за президентом в последние дни выставила на телеэкраны праздничный логотип: «25 лет независимости Республики Беларусь». То есть власти признают, что наша независимость возникла четверть века назад, в конце 1991 года, в ходе распада СССР. Тогда что же празднуется 3 июля? День освобождения Минска от фашистов в 1944 году. Но при чем здесь государственная независимость Беларуси? Но искать какую-то пусть самую примитивную логику в пропагандистских построениях совершенно бессмысленно. Власти уверены, что пипл схавает.

Обращение к 25-летнему историческому периоду обусловлено не только тем, что в этом году мы празднуем юбилей независимости. Кроме всего прочего, это такой хитрый маркетинговый ход, протестированный еще в докладе на Всебелорусском народном собрании. Дело в том, что прошлая пятилетка полностью провалена, хвастаться нечем. Поэтому А. Лукашенко нашел выгодный пункт отсчета, начал подводить итоги за 20 лет, сравнивать нынешнюю ситуацию с тем, что было в начале и середине 1990-х годов. Это как в СССР пропаганда, чтобы оттенить достижения, постоянно сравнивала их с 1913 годом.

Из выступления А. Лукашенко 1 июля прорисовывается почти библейский сюжет. Вся вселенная была тьмой и хаосом, но пришел Бог и осуществил сотворение мира. Так и у нас, появился вождь, который «немножко выше Бога», и вывел страну из хаоса, превратил в «землю обетованную», «сияющий град на холме». Главный вывод: «Белорусская модель доказала свою состоятельность». Такой простоватый способ легитимизации собственного правления.

В смысле пиара подобная методология, возможно, и работает. Такая фабрика грез в белорусском варианте. Но для серьезного анализа она малопригодна. Ибо в эти 25 лет остальной мир тоже не стоял на месте, развивались все страны. Поэтому проблема должна переводиться в другую плоскость. Например, Беларусь развивалась быстрее, успешнее других народов, или наоборот?

Возьмем такой сейчас очень актуальный сюжет. С 1 июля в стране началась деноминация. За время правления А. Лукашенко это уже третья подобная процедура. Известно, что деноминация нужна тогда, когда инфляция и девальвация приобретают огромные масштабы. Напомню, что только за 2009-2015 годы девальвация белорусского рубля составила около 700%.

Так вот, за последние 22 года только в двух странах мира произошли три деноминации: в Беларуси и Зимбабве. Т. е. эти государства являются мировыми лидерами по инфляции. И по какой-то чудовищной логике белорусские власти называют это стабильностью. Самое удивительное, что большинство белорусов, постоянно сталкиваясь с регулярным ростом цен, лихорадочными скачками обменного курса рубля, всерьез воспринимают идеологическую мантру о стабильности. Люди верят не своим глазам, а БТ. Это какая-то искусственная реальность почти по Оруэллу, где война — это мир, черное — это белое и пр. На самом деле Беларусь и Зимбабве — самые нестабильные страны в мире.

Пару слов о друге па несчастью. В Зимбабве, как и в Беларуси, во главе государства находится пожизненный президент. Диктатор Роберт Мугабе правит страной уже 36 лет(!) с 1980 г., ему уже 92 года, но отдавать власть не собирается. За это время эта некогда процветающая африканская страна доведена до ручки. В 2009 г. инфляция там составила 321 000 000%!

Беларусь оказалась в хорошей компании. Возможно, существует жесткая закономерность: чем более продолжительное время во главе государства стоит один человек, тем больше там инфляция.

Вот теперь белорусские власти много рассуждают об укреплени независимости страны. Но, как известно, одним из важнейших элементов суверенного государства являются деньги. Если сильной является национальная валюта, к ней есть доверие граждан, то и сильное государство, прочнее независимость.

А доверяет ли население Беларуси национальной валюте? Согласно социологическому опросу НИСЭПИ, в марте 2016 года белорусскому рублю доверяли только 20,6% населения страны (доллару — 52,7%). 85% банковских вкладов жителей Беларуси — в иностранной валюте. Народ не верит важнейшему институту национального государства — белорусскому рублю. Власти уже много лет ведут борьбу против долларизации экономики, но безуспешно.

Таким образом, за четверть века Беларусь не смогла создать надежную экономическую, финансовую основу государственности. И это есть фундаментальная проблема, реально угрожающая независимости. Кстати, новое, июньское исследование НИСЭПИ выявило падение доверия белорусских граждан к государственным институтам: к президенту, правительству и пр. Это все есть результат социально-экономического кризиса.

Обратило на себя внимание, что и в докладе А. Лукашенко на Всебелорусском народном собрании, и в его выступлении 1 июля на торжественном собрании по случаю Дня независимости, и на параде 3 июля был заметен милитаристский акцент. Президент явно выпячивает вопрос обороны и безопасности, все время с гордостью упоминает о созданном ракетном комплексе «Полонез».

Отчасти для этого есть объективные причины. Весьма заметны военные приготовления в соседних странах. В Польше, странах Балтии усиливается военная инфраструктура НАТО. С востока Россия планирует разместить две новые дивизии в Смоленской и Брянской областях. И Беларусь должна делать какие-то ответы на эти вызовы.

Кроме того, здесь действует еще один фактор. Уже два года власти предлагают народу новый идеологический конструкт. С началом украинского кризиса А. Лукашенко постоянно посылает обществу такой месседж: теперь главное не благосостояние граждан, не зарплаты и пенсии. А самое важное — это мир, порядок, безопасность. Дескать, кто не понимает, о чем речь, посмотрите на Украину. И поэтому нужна сильная оборона. Это такое своеобразное оправдание, отвлечение внимания людей от их бедственного социально-экономического положения.

Но хочу напомнить, что СССР, имевший самую сильную в мире оборону и Вооруженные силы, развалился, распался без всякой войны, от внутренней слабости. Может быть, это самый главный урок событий 25-летней давности.

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Бутафорская буффонада

Призрак нефтегазовой войны

Интеграционный церемониал

Скандал в благородном семействе

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023