Инвалид I группы Рамис Хайдаров из Руденска лишен вида на жительство, прописки и пенсии по инвалидности. В чем же он виноват? В том, что не хочет сдаваться судьбе?
В первозданном виде эти крылатые слова Ильфа и Петрова звучат так: дело спасения утопающих — дело рук самих утопающих. Жизнь Рамиса Хайдарова из Руденска полностью подпадает под афоризм. Он — инвалид I группы. При этом у него нет вида на жительство, он лишен прописки, с 25 января пенсию ему не платят… Я поехал к Рамису в Руденск — разбираться.
Восток — дело тонкое
До 8 лет Рамис жил в Душанбе. Здесь придется вспомнить товарища Сухова из «Белого солнца пустыни». Восток — дело действительно тонкое. Особенно советский Восток. Когда СССР развалился, там сразу возникла напряженная ситуация.
— Мой отец был узбек, но мы жили в Душанбе, — рассказывает Рамис. — А в 1993 году случился путч, узбеков стали убивать таджики…
Поскольку Рамис тогда был еще ребенком, на улицу он выходил только с мамой — обычно их не трогали. Однажды мальчик стал свидетелем жуткой сцены: люди с автоматами остановили мужчину, у того не оказалось паспорта, и его на месте расстреляли. Дальше так жить было нельзя. Семья продала за копейки квартиру, купила контейнер, погрузила туда свой скарб и уехала в Беларусь. Почему? Потому, что бабушка Рамиса имеет белорусские корни. Два брата, сестра, родители Хайдарова сейчас живут в Брестской области, а он — в Минской.
ДТП и его последствия
27 июня исполнилось два года, как Рамис Хайдаров стал инвалидом 1-й группы. Он ехал на мотоцикле и попал в ДТП.
— Два месяца Рамис лежал в больнице, — включается в разговор жена Анна. — Главный врач сказал, что пусть полежит еще два месяца, потом, мол, ему дадут группу. А на что нам жить? Ну, я и написала в Минздрав. Через неделю мужу дали 1-ю группу инвалидности. К нам даже никто не приезжал…
Пенсия у Рамиса 3 млн 300 тысяч старыми деньгами. С марта инвалид 1-й группы пенсию не получает. Официальный доход семьи составляет — страшно сказать — ноль рублей. Соцслужба Пуховичского района сообщает, что Хайдарова лишили вида на жительство. Рамис обратился за разъяснениями в РОВД. Милиционеры ответили, что Хайдаров лишен вида на жительство за многочисленные нарушения.
— Рамис, какие нарушения может сделать инвалид 1-й группы, который находится все время в инвалидной коляске? — недоумеваю я.
— А это соседка из соседнего барака пишет на меня жалобы в милицию, — усмехается Хайдаров. — Если я выезжаю на коляске, то, мол, издаю шум и всем соседям мешаю. Особенно ей. На самом деле, до травмы я был индивидуальным предпринимателем, работал с металлом, а это работа, в общем, шумная.
Умные живые глаза Рамиса говорят о том, что уровень интеллекта у него явно выше среднего. По-русски он говорит без всякого акцента. Знает и белорусский язык. Все объясняется просто: родился он в Душанбе, но образование получал уже в Беларуси. Мечтал о высшем, не получилось. В данный момент он даже не прописан в собственной квартире. Он, по сути, беженец.
— Я начинал с украшения свадебных карет, — рассказывает Рамис. — Заказы мне давали даже из Тольятти. Да и здесь, в Руденске, заказов хватает.
В 2013 году Рамис купил эту однокомнатную квартиру в бараке, на самой окраине поселка. Здесь, в этой «однушке» с небольшой кухонькой, живут четверо: Рамис, его жена Анна, сын Кирилл, дочка Ульяна. Сын ходит уже в третий класс, а дочка пока в детском саду.
Квартира Хайдаровым досталась в плачевном состоянии. Рамис сделал капитальный ремонт, даже полы настелил новые. Никакой помощи от государства он не просил. Все зарабатывал сам. К тому же Хайдаровы в центре Руденска строят собственный дом. Осталось сделать внутреннюю отделку. Вот только денег на это нет.
В свое время Рамис Хайдаров стоял в очереди на квартиру. Но когда его лишили вида на жительство, пропала и очередь.
От первого лица
— Нам отключили воду, а вчера вырубили электричество, — рассказывает Рамис. — Жена полезла на чердак, а на щитке замок висит. Я позвонил в ЖКХ: почему отключили? Мне отвечают, что завтра приедут. Так и не дождались. А что нам делать? В холодильнике все разморозится. Тогда я вызвал МЧС, они приехали и включили.
На что мы живем? На то, что я зарабатываю своими металлоконструкциями.
Социальная служба знает о моем положении, но она ничего не делает. Написал в районную прокуратуру — никакого ответа. Что ж, я поехал туда на своих «жигулях». Попасть внутрь не смог — там нет пандуса…
— Источником доходов в семье являюсь я один, — продолжает Рамис. — Анна за мной ухаживает, на работу устроиться не может. Что я заработаю своими металлоконструкциями, тем и живем. Хорошо, что успел купить «жигули» — это мои ноги! В 2013 году в поселковом совете сменился председатель. Со старым председателем жили нормально, а новая от меня отмахивается, я ей чем-то мешаю.
Я даже не могу выехать на пешеходную дорожку, слишком высокий склон… Я нахожусь в заточении. Обращался в ЖКХ, чтобы они сделали пандус. Коммунальники отказываются. Они не понимают ситуации, когда человек в коляске. Нет пандуса — нет жизни…
— Дом у нас называется барак, — говорит Рамис. — Одноэтажное здание на несколько квартир. Все удобства во дворе. Я сам себе сделал душ. С весны до осени езжу в душ в коляске. Ну, а когда зима, водные процедуры принимаю в тазике…
В паспортном столе мне дали справку на три месяца. А что потом? Депортируют в другую страну? Так я даже по документам нигде не числюсь. Приезжали из ЖКХ, ткнули в меня пальцем и сказали: ты вообще здесь никто…
— Я сам для себя сделал три тренажера, кровать двухъярусную для детей. Да, мои родные помогают мне деньгами, спасибо им. В месяц выходит от 1,5 до 2 миллионов рублей. Если б не родственники, пришлось бы просить милостыню…
Сам добился того, что немного двигаюсь. На врачей у меня надежды не было с самого начала. Или ты сам себя сделаешь, или никто не сделает… Мне только обидно, как местная власть относится к людям с ограниченными возможностями. Как она относится к моим, с позволения сказать, нарушениям. Кто только у меня не был, по любому письму приезжают комиссии. Пока только саперов у меня не было (смеется). Вот и экологи приезжали. Посмотрели, ничего такого не обнаружили. Нет, не зря, экологи мне выписали штраф на 4 млн 200 тысяч рублей. За что? Да я и сам толком не знаю…
Какой-то нетипичный инвалид, этот Рамис Хайдаров. Обычно, встречаясь с такими людьми, выслушиваю поток жалоб на то, что их не замечают, что никто им не помогает. Рамис цепляется за жизнь сам.
— Сначала я тоже боялся этих косых взглядов, как будто ты никто, вроде пыли, — продолжает он. — Теперь привык, приспособился, не обращаю внимания. Живу и все. Машина у меня с ручным управлением. Сам езжу на рынок в Ждановичи, в «Евроопт», еще куда-то. Перепелок с женой начали разводить. Свой инкубатор. Аня, покажи его!.. Сейчас у нас 100 птиц, но мы хотим довести их количество до 2000 штук. Хоть какое-то подспорье. Я не хочу сидеть на берегу и ждать у моря погоды. Это не мой стиль. Когда я был индивидуальным предпринимателем, то исправно платил все налоги. Теперь помощь нужна мне. А где она?..
Разговор с председателем
Мнение председателя исполкома я узнал в телефонном разговоре.
— Рамис Хайдаров нарушает законы, — сразу поставила все точки в характеристике беспокойного инвалида председатель.
— Позвольте узнать, какие именно законы он нарушает?
— Он там режет металл, гром, шум, даже мне слышно в кабинете. Между прочим, там живут пенсионеры, а он им мешает. Вот они и жалуются. Мы там были, все аккуратно снимали на видео. У нас есть доказательства.
— Но ведь он инвалид 1-й группы, а вы ему даже пенсию не платите. Как же так?
— А у нас законы для всех одинаковы. Хоть инвалид, хоть здоровый — все равны…
Каким-то мафиози начинает казаться Рамис Хайдаров. Действительно, в чем же он виноват конкретно? В том, что не хочет сдаваться судьбе? Что сделал во дворе детям песочницу, завел свой огородик? Что купил «жигули», маленький грузовичок? Так ведь Рамис на все это заработал сам.
Впрочем, ни в чем я председателя не убедил. Честно говоря, и не надеялся…
Сергей Шевцов
Читайте также:
Зазеркалье, или синдром «красного человека»
«Если не привезете денег, то можете не ехать»
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…