Кризис родился, заматерел и обрушился на нашу страну – из голов распорядителей чужого (политиков и чиновников). Они сконцентрировали в своих руках прямой контроль над 80% ресурсов и активов страны. Через их руки проходит почти половина ВВП страны. Они превратили белорусов в арендаторов своей земли, домов и будущего. Они кошмарят предпринимателей, душат производителей и издеваются над инвесторами. За что бы ни брались распорядители чужого, получалось с точностью до наоборот.
22 года назад взялись за борьбу с инфляцией – Беларусь стала худшей страной мира по росту цен.
Взялись за обеспечение стабильности белорусского рубля – наши деньги вошли в десятку самих нестабильных и «мусорных» в мире.
Взялись за создание высокопроизводительных, высокооплачиваемых рабочих мест – получили отток одного миллиона белорусов за рубеж и еще 800 тысяч «лишних» рабочих в нынешней структуре экономики.
Взялись за импортозамещение – получили рост импорта, коррупцию в государственных программах и падение качества товаров.
Взялись за инвестиции – «закопали» десятки миллиардов долларов в тупиковых, «мёртвых» проектах.
Взялись за развитие регионов – увеличили население Минска до 21% всего населения страны. И планируют загнать в столицу ещё один миллион человек.
Взялись за обеспечения благополучной старости – довели большинство пенсионеров до пенсии чуть больше $ 100. И сделали подарок в виде увеличения пенсионного возраста – без полноценной пенсионной реформы.
Взялись за социальную справедливость – ввели налог на тунеядцев, сделали по акту платными детские сады, школы, поликлиники и университеты.
Белорусские номенклатурные начальники проникли во все сферы жизни и работы белорусов – и везде нагадили. Недонезависимость, недоразвитие и недопонимание – страна хронических недоделок, показухи и жизни в долг.
Белорусское правительство несёт прямую ответственность за системный, структурный и социальный кризис. Его поведение последние шесть лет доказывают, что нынешний состав Совета Министров и Администрации президента не в состоянии вывести Беларусь из кризиса. Делить прибыль начальники научились, а вот перед убытками, дефицитом, неплатежами и долгами они явно спасовали. Они убивают время и добивают экономику.
Вот 10 базовых причин для отставки белорусского правительства:
1. Неспособность научно и профессионально ставить диагноз кризису. Ссылки на «мировой финансовый кризис», Россию или Украину несостоятельны. Львиная доля ответственности лежит на министрах и начальниках Вертикали. Нет знаний, смелости и опыта ставить правильный диагноз – нет оснований верить в обеспечение долгосрочного экономического роста.
2. Деиндустриализация, доведение тысяч предприятий до банкротства. Заводы и фабрики на ладан дышат. Они теряют рынки сбыта, увольняют работников и выживают за счёт сдачи в аренду помещений. Государственные инвестиционные программы «омертвили» десятки миллиардов долларов денег налогоплательщиков. Оживить их уже нельзя.
Такие действия квалифицируются, как нанесение стране ущерба в особо крупном размере. Создать производство в Беларуси дороже, дольше и рискованнее, чем в соседних странах. Поэтому инвесторы обходят Беларусь стороной. С вытекающими крайне негативными последствиями для рынка труда.
3. Отстранение обыкновенных белорусов от управления землёй, активами, ресурсами и имуществом. Концентрация, централизация власти и денег в одних руках у кучки номенклатурных начальников превратила всю страну в заложников их непрофессиональных, ошибочных и часто коррупционных решений.
4. Превращение десятков городов в зоны производственного, имущественного и инвестиционного неблагополучия. Столичные начальники обескровили регионы и города, лишили их самостоятельности в принятии решений, отдали их в руки безответственным назначенцам, чужакам для руководимых ими регионов.
5. Закрепощение духа национального предпринимательства. В Беларуси мало честно платить налоги. У нас уплата налогов превратилась в переход минного поля. К тому же нужно выполнять требования десятков контрольных органов, которые на свой лад и манер интерпретируют тысячи подзаконных актов.
Нет чётких, одинаковых для всех правил игры. Есть вседозволенность монополистов и номенклатурного бизнеса. Беларусь стала страной сплошных «крыш». Они и убивают экономический рост и малый бизнес.
6. Неспособность открыть для белорусских производителей рынки стран Европейского союза, Азии, США, а также реализовать свободу перемещения товаров в рамках ЕАЭС. Беларусь более 23 лет вступает в ВТО и до сих пор не может туда вступить. Белорусские власти более 20 лет интегрируются с Россией, а количество барьеров на пути белорусских товаров как было, так и остается на уровне 400.
Торговый протекционизм разрушает рабочие места, консервирует убыточные предприятий и заставляет беларусов переплачивать за промышленные и продовольственные товары по $ 500-700 в год на одно домашнее хозяйство.
7. Провал реформ инфраструктурных секторов экономики – энергетики, теплоснабжения, водоснабжения, транспорта и телекоммуникации. Производители товаров и услуг, домашние хозяйства до сих пор не знают, за что платят по «жировкам», каковы реальные, а не монопольные издержки производства киловатт/часа электроэнергии, одной гигакалории, одного кубометра воды, одного литра бензина.
Беларусь является одной из самых энергонеэффективных стран мира. Нереформированные, затратные, закрытые от общественного контроля монополии являются прямой угрозой для конкурентоспособности белорусских производителей товаров и услуг.
8. Провал системы образования, деградация диплома о настоящем высшем образовании к статусу «корочек». Убит престиж профессии учителя. Разрушена репутация науки. Производство и наука живут в своих крайне редко пересекающихся мирах. Идеология заразила науку, превратив её в служанку. Бюрократия отбила охоту у учителей инвестировать в свои знания.
Ученики и студенты делают вид, что учатся, учителя и преподаватели делают вид, что учат. Беларусь пока спасают те, кто работает на морально-волевых, из-за любви к профессии. Бегство молодёжи из страны приняло угрожающие масштабы.
9. Изоляция страны от международной финансовой системы. В Европе всё чаще доплачивают фирмам и домашним хозяйствам, чтобы те взяли кредит. У нас цена денег – на радость банковским олигополиям, инсайдерам-спекулянтам и государственным льготникам.
Тотальный контроль распорядителей чужого над деньгами, доминация государства в сфере финансов, мощные барьеры на развитие полноценной конкуренции финансовых организаций и инструментов – именно так предпринимательство посадили нам голодный паёк, добивая его инфляционно-девальвационными спиралями.
10. Опасная централизация системы принятия решений. Без согласия или согласования с Лукашенко (Администрацией президента) нельзя решить ни один мало-мальски важный вопрос. Верховная власть погрузила себя в такую мелочёвку, что думать про стратегию развития, видение государства некогда.
Централизация – из-за жуткого недоверия к людям в регионах, из-за страха получить плюрализм мнений. Власти блокируют самоорганизацию людей, чтобы они не поняли, что в стране не распорядители чужого в столице, а они у себя в городе, районе или посёлке главные.
Принятая программа социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020гг. не решает ни одну из десяти вышеперечисленных проблем. Назначенные участники парламентской кампании также боятся критиковать власть, ведь они ею приголублены. Самокритики и метафизического отрезвления от Лукашенко также ждать не приходится.
Изменить это порочное равновесие хронического кризиса могут только люди. Много людей. Тех, кто разделяет эти 10 причин для отставки.
А вы их разделяете?
Ярослав Романчук, Facebook
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…