Добровольно платить налоги готов лишь один из ста «тунеядцев»
Борьба властей с «тунеядством» — очень дорогое, нервное и совершенно бессмысленное занятие.
Недавно налоговики сообщили, что «тунеядцы» добровольно заплатили в казну около 900 000 белорусских рублей (9 млрд). Для того чтобы лучше было понятно: это около $450 тыс. Сумма вовсе не маленькая для отдельно взятого человека, но для государства — абсолютный мизер. При этом только 4 тыс. из предполагаемых 400—500 тыс. «тунеядцев» уведомили о том, что они по итогам прошлого года не участвовали в финансировании госрасходов либо участвовали менее 183 дней. На мой взгляд, это провал, когда только 1% из предполагаемых налогоплательщиков готов добровольно уплачивать налог!
Немного истории. Решение обложить налогом неработающих граждан было закреплено в декрете Лукашенко «О предупреждении социального иждивенчества», который был подписан 2 апреля 2015 года. В народе этот документ прозвали «Закон о борьбе с тунеядством». На этапе разработки и обоснования законопроекта Лукашенко говорил о 400—500 тыс. экономически активных трудоспособных граждан, которые никак не задействованы в экономике. Таким образом, по мнению властей, существует определенная часть населения, которая ничего не платит в бюджет, но при этом пользуется благами социально ориентированного государства.
Однако подобная аргументация еще на этапе обоснования законопроекта не выдерживала никакой критики. Так, если внимательно изучить доходную часть бюджета страны, то становится очевидно, что любой человек, проживающий на территории Беларуси, помимо подоходного налога и отчислений в Фонд соцзащиты, платит множество других налогов. Например, делая покупки в магазине, мы платим НДС и акцизы, если товары являются подакцизными. Кроме того, покупая импортные товары, мы платим еще и таможенные пошлины, которые бизнес закладывает в цену.
Есть еще один важный момент. Во время разработки налога на «тунеядство» власти предполагали, что в ближайшие годы будет происходить определенный экономический рост. Однако ситуация изменилась, и стало очевидно, что страна переживает экономический кризис, работы на всех не хватает, а следовательно, введение такого налога выглядит достаточно странно.
Чтобы не быть голословным, отмечу, что за период, охватывающий весь срок действия налога, с 1 января 2015-го по май этого года, в Беларуси было уволено на 153 тыс. человек больше, чем нанято. О том, что безработица растет, также свидетельствуют и данные Белстата. Так, за этот же период времени официальная безработица выросла в 2,1 раза.
При этом, несмотря на кризис, стимулов становиться на биржу труда у белорусов очень мало. Во-первых, потому что всем тем, кто зарегистрирован как безработный, периодически предлагают выполнять общественно полезные работы, что делать совсем не хочется. Во-вторых, у нас очень маленькое пособие по безработице. К слову, по данным статистического комитета СНГ, в феврале 2016 года в Азербайджане пособие по безработице составило $166, в Молдове — $67, в Украине — $56, в Таджикистане — $37. В то время как в Беларуси в пересчете на официальный курс оно установлено в размере $12.
Что получается в итоге? В кризис люди теряют свою работу, не могут найти новую, и при этом над ними дамокловым мечом висит штраф за «тунеядство». Но даже если идут в центр занятости, то могут рассчитывать лишь на нищенское пособие и общественно полезные работы наподобие тех, которые могут быть назначены мелким нарушителям по решению суда.
Вся совокупность факторов делает из безработных эдаких изгоев — лодырей, тунеядцев. Но парадокс заключается в том, что государство, наклеивая ярлыки, очевидно не в состоянии предоставить работу всем желающим. То есть безработные несут ответственность за то, на что повлиять порой не могут. А еще точнее будет сказать, что они несут ответственность за ошибки чиновников, которые недальновидными решениями привели страну к ситуации, при которой растет безработица.
Конечно, властям будет тяжело признать свои ошибки и отказаться от закона о «тунеядстве». На мой взгляд, самым простым, разумным и взвешенным решением было бы сделать этот декрет неработающим. Например, распространив ограничения и льготы на подавляющее большинство неработающих граждан. При этом можно заявить, что льготы эти вводятся потому, что изменились экономические реалии, и это будет воспринято населением очень позитивно. В итоге получится, что через какое-то время о законе фактически забудут и его можно будет тихо похоронить.
Если же этого не произойдет, нас ждут достаточно серьезные проблемы. Учитывая, что 99% «тунеядцев» придется отлавливать (выявлять по базам, слать «письма счастья», приводить в суды с милицией и т. д.), получится очень дорогое, нервное и совершенно бессмысленное занятие. Представьте, какое количество ресурсов различных структур уйдет на то, чтобы находить и вынуждать людей заплатить штрафы. Я даже уверен, что затраты на эти поиски и принуждения не будут покрыты собранными в итоге штрафами.
Владимир Ковалкин, onliner.by