Станет ли белорусский бюджет прозрачнее
На днях команда SYMPA/BIPART сделала данные по республиканскому и областным бюджетам страны намного доступнее.
Вот что считает по этому поводу Наталья Рябова, директор SYMPA: «Ранее эти данные можно было найти только в формате PDF, и работать с ними поэтому было практически невозможно. Теперешний табличный формат (Excel) по республиканскому, областным и минскому бюджетам машиночитаемый и более удобный. Конечный получатель может без труда увидеть и проанализировать, как пополняется бюджет и как тратятся государственные деньги».
«План по штрафам все время перевыполняется!»
— И какую именно информацию может получить белорусский налогоплательщик?
— Он, как и какой-либо эксперт без труда может увидеть, какие статьи бюджета самые крупные, а какие самые мелкие. «Высвечивается», где и за какой конкретный период произошла серьезная «просадка» государственных денег, или, к примеру, как формировалась одна из основных статей государственного бюджета – налог на добавленную стоимость. Можно при помощи простейших арифметических действий «поиграть» с данными.
То есть, теперь ЛЮБОЙ желающий может узнать, на что именно тратятся в том числе и его деньги в виде налогов. Ведь мало кто из наших граждан раньше знал, как создавался резервный фонд или что налог на собак составил около миллиарда рублей, а штрафы — один из самых динамично растущих источников пополнения бюджета. Или что один из самых больших налогов – налог на полезные ископаемые.
«Нужна инициатива как сверху, так и снизу»
— А вы не думаете, что Минфин возьмет да перестанет давать в открытом доступе данные по бюджету?
— Предполагаю, что министерство финансов, наоборот, будет пополнять данные. Другой вопрос, насколько детально оно будет это делать…
С большой долей уверенности можно сказать другое: доведенные до него цифры Минфин будет стараться выполнять. И уже можно сказать, что это будет делаться в том числе за счет штрафов, безвозмездных поступлений, навязываемых нашим гражданам облигаций. И что характерно, план по штрафам все время перевыполняется!
— Станет после этой информационной «революции» белорусский бюджет прозрачнее?
— Это зависит, увы, не от нас. Думаю, здесь много зависит от того, насколько Минфину разрешат быть более открытым. Чем выше прозрачность расходования государственных средств, тем сильнее гражданский контроль над этим процессом. Когда мы видим, к примеру, сколько денег пустили на детские сады, тем больше мы можем влиять на этот процесс и другие важные для всего общества процессы и явления. Вопрос большей открытости бюджета — это и вотчина наших депутатов. Вообще в таком важном деле инициатива как сверху, так и снизу, должна только развиваться и поддерживаться, на мой взгляд.
Данные в формате электронных таблиц (.xlsx) доступны здесь: http://koshturada.by/tables/download.
«Пока мы не можем увидеть, сколько тратится, к примеру, на обмундирование»
Непосредственно процессом перевода минфиновских документов в более удобный формат занимался Дмитрий Иванович, приглашенный эксперт «Кошт урада»:
— Данная работа была и очень непростой, но крайне интересной. Вся наша команда надеется, что и очень полезной для белорусского общества.
Первым пунктом нашей программы надо было перевести за период с 2009 по 2016 областные и республиканский бюджет по функциональной и ведомственной спецификации. Нужно было построить соответствующую динамику. Это позволило понять, на что тратятся госденьги и также проследить, какое ведомство получает от государства больше денег, какое — меньше.
Вторая задача — объединение данных в единый файл. Не просто шесть файлов по областям плюс файл по Минску. Это делается для большего удобства пользователей данной безусловно укрупненной информации.
Правда, мы все равно не можем увидеть, сколько, к примеру, минобороны потратило на обмундирование. Но мы можем увидеть, сколько получило средств то же министерство обороны и на какие цели.
К тому же мы можем посмотреть, как планируется бюджет и как он выполняется в части доходов, отследить динамику РЕАЛЬНЫХ цифр наполнения и выполнения областных и государственного бюджетов.
К примеру, мы видим с помощью вот этих данных в виде таблиц, что по налогу на добавленную стоимость мы не получили запланированных цифр. И это уже серьезный повод задуматься и поискать причину произошедшего в тот или иной конкретный временной период. Плюс, когда мы видим всю картину по бюджетам, мы можем сделать вывод, в получении каких именно доходов наиболее заинтересовано наше государство и на что именно оно сделало наибольшую ставку, а на что не очень сильно будет рассчитывать. К примеру, НДС наиболее доходная статья бюджета, и само собой разумеется, что государство именно по этой статье будет стараться получить наибольшие доходы. А, вот доход от налога на собак не настолько для него критичен и важен. Поэтому тут госорганы, условно говоря, землю рыть не будут.
Насколько я знаю, министерство финансов обеими руками за большую открытость информации. Но не всегда тут получается, как хотелось бы.
«Вопрос прозрачности госсредств еще, конечно, не решен»
— Реально ли с помощью этого проекта прогнозировать какие-то вещи в финансовой политике страны?
— Если мы видим какое-то крупное поступление по налогу по добыче на полезные ископаемые в Минской области, то мы понимаем, что речь скорее всего идет о Беларуськалии. Понятно, что государство будет стремиться максимально получить от него денег. То есть, мы уже можем прогнозировать поведение властей в случае «просадки» того или иного налога.
— Можно ли спрогнозировать поведение властей в политике открытости?
— Это уже зависит не от нашей команды, а от минфина. Насколько ему позволят предоставлять данные в общественное пользование. Кстати, министерство финансов только за открытость этой информации. Но есть некоторые люди, боящиеся прозрачности бюджета. Ведь если каждый налогоплательщик будет ясно видеть, на что идут его деньги, он может захотеть каким-то образом принимать в этом участие. Граждане у нас думающие, они способны анализировать, сопоставлять и делать соответствующие выходы. Вопрос прозрачности выделяемых госсредств еще, конечно, не решен.
Если мы будем видеть, что работники, к примеру, в детских садах получают копейки, мы можем потребовать повышения зарплат этим работникам.
Если к примеру, мы бы знали, что какому-то чиновнику на приобретение машины выделили 20 000 долларов, а он купил ее за 40, то встает вполне закономерный вопрос.
— А как дело с бюджетной прозрачностью обстоит в других странах?
— К примеру, в соседней России подобная информация предлагается общественности ежемесячно и очень полно.
У нас пока с этим проблема. А между тем, было бы очень здорово, если мы получали информацию о доходах и расходах в режиме реального времени и смогли влиять на процесс финансирования тех или иных программ, проектов и др.
Подготовил Александр Коктыш
Читайте также:
Для белорусских чиновников статус важнее денег
Звиад Квачантирадзе: «Нам с Беларусью есть чему учиться друг у друга».
Ольга Рудь: «Чтобы быть конкурентоспособным, надо играть по другим правилам»