Лично не знаком ни с Владимиром Япринцевым, ни Юрием Чижом. Они мне не интересны, как и я им. Живем в параллельных мирах, под крышей одного паспорта.
Дело Япринцева и кейс Чижа важны для понимания ситуации в Беларуси, сути системы принятия решений и состояния тех, которые считают себя чуть ли не хозяевами жизни.
Разборки между руководителями «Трайпла» интересны не тем, кто кому и сколько должен, кто кого обманул и подставил, кто кого предал и кто пытается спасти свою шкуру, топя своих бывших партнеров. Такого рода разборки часто встречаются между акционерами, совладельцами бизнеса.
Они достаточно долго работали друг с другом. За два десятка лет изменились характеры, приоритеты, подросли дети, изменилось восприятие мира. Владимир Япринцев и Юрий Чиж обросли своими проектами.
Такова жизнь. Акционеры ссорятся, ругаются, расходятся, разводятся, иногда даже в весьма болезненных формах. Когда проекты удаются, бизнес прет, идеи быстро и эффективно реализуются, акционеры обходят стороной накапливающиеся разногласия и скелеты в шкафу друг друга.
Но тут ситуация кардинально изменилась. Основные бизнес-темы «просели». На рынке нефти и нефтепродуктов в контексте низких цен на нефть стало очень тесно. Рынок недвижимости провалился, а с ним и бизнес строительных материалов.
Розничный рынок «Трайпл» явно проиграл более удачливым и профессиональным менеджерам — тоже из президентского пула. Широкую, устойчивую нишу на рынке фармацевтических препаратов и лекарств также не удалось занять — тоже явно потеснили конкуренты из того же президентского пула.
Наконец, рестораны явно не для простого обывателя также стали обременительным активом, особенно на фоне экспансии сетей фастфуда и склонности белорусов экономить на еде вне дома. Все эти факторы логично и предсказуемо подвели «Трайпл» к внутренним разборкам. Старая модель бизнеса явно не соответствовала новым реалиям, но изменить ее, как и привычки привыкших к жизни на широкую ногу членов семьи, вовремя не удалось.
В цивилизованном правовом государстве не примиряемые в досудебном режиме разногласия и конфликты между акционерами, управляющими и их партнерами рассматривает суд, к которому есть доверие обеих сторон.
В бизнесе высоких этических стандартов до суда не доходит. Акционеры находят возможности сесть за стол переговоров и минимизировать последствия для стоимости бизнеса публичных разборок. В бизнес-среде моральной серости доходит до суда, который ведь тоже не обладает иммунитетом от моральной серости.
Чиж и Япринцев играли по правилам той системы, частью которой были. Им импонировала жизнь по понятиям, потому что они имели возможность быть в прямом контакте с людьми, которые эти самые понятия интерпретировали. «Трайпл» был одним из лидеров номенклатурного, политического бизнеса.
Понятное дело, что быть лидером предполагало высокое качество управления, демонстрацию успехов и позитивной динамики в развитии бизнеса. Оно и было до той поры, пока не вмешались кризис и конкуренты.
Пришло время решать проблемы. Это как раз тот момент, когда стороне, которая за правду и справедливость, очень хотелось бы иметь объективный, справедливый, беспристрастный суд в рамках полноценного правового государства. А его нет. Административный, политический ресурс распределяется явно не равномерно. Над делом явно витают тени реальных судей и смотрящих, в том числе обладающих мощным теневым ресурсом за пределами Беларуси.
Чувствуется, что судебные заседания — это только часть разборок и выяснения отношений между сторонами. Каким бы ни был приговор, он будет отражать в большей степени договоренности по понятиям, в том числе по перераспределению существующего бизнеса между теми субъектами, которые готовы занять ниши старого «Трайпла», неважно, с сохранением этого бренда или его забвением.
…Кризис подкосит не только ИП и малый бизнес. Его жертвами станут также те, кого VIP-номенклатура решит отдать на заклание. Наступает опасное время стукачей, рвачей и сволочей. Дело Япринцева и кейс Чижа — это начало этого процесса. Оно должно послать сигнал остальным: либо вы принимаете наши правила игры, либо лично для вас будет гораздо хуже.
Впервые в истории Беларуси могут появиться некогда очень богатые и влиятельные лузеры. Сегодня именно они кровно заинтересованы в изменении правил игры в нашей стране. Есть такие (тот же Аверьянов), которые плюнули на все и решили провести остаток жизни на чужбине. Благо денег для себя и семьи хватит. Но все ведь не уедут. Всех же не отпустят.
Поэтому, дорогие белорусские мультимиллионеры, давайте впервые в вашей бизнес-карьере подумаем о создании новых правил игры, новых институтов, новой экономики в Беларуси. Это единственный шанс для вас создать конкурентный, производительный, брендовый семейный бизнес на поколения.
Подумайте не об испорченных богатством и понтами взрослых детях, которые жируют на вашем труде и статусе. Просто любите их и отстраните от бизнеса.
Подумайте о внуках, которые имеют потенциал продолжить ваше дело и создавать славу вашей семье.
Ярослав Романчук, Facebook
Фото: belgazeta.by
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…