Волшебник живет в Дудинке
В пригородной деревеньке Дудинка, в нескольких километрах от Борисова, живет человек, который считает себя волшебником. И надо сказать, небезосновательно.
Алесь Пантелей единственный в районе кузнец. Настоящий.
— Нас издавна считали необычными людьми, — рассуждает он о своем ремесле. — Вот железо, это ведь что-то твердое, прочное, незыблемое. А ты его кузнецу отдал, и тот сделал из него то, что тебе нужно. Разве не волшебство? Приходит ко мне человек и спрашивает: а ты ворота кованые можешь сделать? Могу, говорю. А подсвечник кованый? Могу. А флюгер, такой, чтоб рыцарь с мечом на коне? Могу!.. И я чувствую, что на самом деле становлюсь для него этаким чародеем, способным реализовать его мечты.
Искусство ковки Алесь постигал в Академии искусств, куда поступил после окончания художественного училища. В академию на обработку металла обычно набирают раз в пять лет шесть студентов. А он уже давно мечтал именно об этой профессии. Приходил в мастерскую к приятелю, который уже учился там, попробовал и увлекся.
— Это же процесс такой: огонь и металл, твердый, неподатливый. А ты его куешь — он поддается, становится как пластилин. Я и загорелся, поступил учиться, благо как раз набор совпал с моим окончанием училища, и вот уже десять лет занимаюсь кузнечным делом.
Работы молодого кузнеца можно увидеть в центре столицы, на торговой набережной в Верхнем городе, где он оформлял входные группы и интерьеры магазина дорожных аксессуаров, кафе, у представительства турецких авиалиний. Принимал участие и в реставрации церквей. Три года работал над коваными украшениями для церкви в древнем местечке Головчин в Белыничском районе Могилевской области. Многие его изделия разошлись по частным особнякам.
— Сейчас, конечно, кризис чувствуется, заказов стало поменьше — и тем не менее… Ведь во всей Беларуси едва ли больше десятка действующих кузниц, а в миллионном Львове, где нередко бываю, порядка двухсот. И всем работы хватает.
Свою кузницу Алесь Пантелей построил в Дудинке не случайно.
— Она меня давно, еще с детства влекла. Я жил в Борисове на противоположном берегу Березины. И зимой мы по льду переходили с отцом реку, на лыжах здесь катались. Место уникальное по своему магнетизму. Здесь люди осели примерно две тысячи лет назад: есть городище балтское. Этот холм примерно в сотне метров от дома, где я теперь живу. Здесь же, в лесу, языческое капище. А сам лес, хоть и примыкает к городу, заселен разнообразной живностью.
Алесь с энтузиазмом перечисляет, загибая пальцы:
— Олени, дикие козы, лисы, зайцы, бобры, белки, различные птицы. Рядом с моим домом живет семья воронов. Говорят, им триста лет: может, Наполеона видели? Он ведь тоже тут бывал. А сколько лекарственных растений! Целое лето собираю, потом зиму свой чай завариваю, гостей потчую — нравится!
Увлечение историей Дудинки сделало молодого кузнеца одним из авторитетных местных краеведов. Он стал регулярно работать в архивах, сделал много копий редких и малоизвестных документов, касающихся истории Борисовщины, стал собирать изобразительные материалы, иллюстрирующие эту историю.
— Однажды увидел на интернет-аукционе гравюру о переправе Наполеона через Березину. Подумал: это же моя Березина, моя переправа, борисовская! А в нашем музее ни одной оригинальной гравюры! Я ее купил, познакомился с ребятами, которые этим занимаются. Узнал о существовании специализированных европейских аукционов, сам стал искать и находить какие-то вещи, связанные с Борисовом. На самом деле это не сложно.
Например, собранный Алесем фотоальбом «Борисов под немецкой оккупацией 1941—1944 годов» насчитывает уже более сотни снимков, сделанных немецкими солдатами и офицерами. Почему его привлекла именно эта тема?
— Как правило, нам известно о минувшей войне на территории Беларуси благодаря многочисленным мемуарам партизан и подпольщиков, которые написаны в 60—70-х годах прошлого века. Мемуары эти активно эксплуатируются, перепечатываются. Но в них очень мало иллюстративного материала. И практически ничего о повседневной жизни простых людей, оказавшихся на оккупированной территории. На основании этих мемуаров сегодняшнему поколению очень сложно представить реалии того времени. А фотографии Борисова времен оккупации дают такое представление.
Но не только историей увлечен молодой кузнец. По его инициативе в конце мая этого года прошла встреча по развитию Дудинки, на которую пришли местные жители, а также владельцы агроусадеб и гостиничных комплексов, расположенных здесь. Перед ними выступали эколог, историк, экономист.
Спустя месяц энтузиасты вновь приехали в деревню, и Алесь вместе с ними и друзьями за два дня создал необычный архитектурный объект — деревянный амфитеатр причудливого вида.
Он в самом деле похож на волшебника, этот единственный на всю округу кузнец, человек с ярко выраженной гражданской позицией, помнящий о прошлом, думающий о будущем.
Павел Могилин
Фото: borisovcity.net