Политический бизнес
Все независимые наблюдатели в один голос твердят, что выборы в Беларуси неинтересные, заранее предсказуемые, с легко прогнозируемым результатом. Но вот что любопытно. Единственные, кто беспокоятся об их итогах, это власти.
Известная особенность политического стиля А. Лукашенко — проговаривать вслух то, что его волнует. Вот на прошлой неделе 9 августа у президента прошло совещание о ходе приемной кампании и подготовке системы образования к новому учебному году. Но, удивительное дело, весь пафос выступления на нем главы государства был посвящен не столько проблемам образования, сколько проходящей избирательной кампании.
Например, как вы думаете, какая главная функция учителей в Беларуси? Казалось бы — глупый вопрос. Ведь в любой стране основная роль учителя — это воспитание нового поколения, обеспечение школьников качественными знаниями. Однако в Беларуси немного не так. Глава государства видит главную функцию учителей несколько по-другому. По его словам, основная роль и миссия учителей в Беларуси — политическая. Внимательно прочитайте эту реплику президента: «Вопрос статуса педагогического работника, скажу точнее — учителя, прежде всего средней школы, уже приобрел не просто общественное звучание, а политическое. По многим причинам. На учителе всегда лежала тяжелая миссия, и никогда богатыми учителя не были. Не совсем богаты они и сегодня. Но нагрузку на них, в том числе политическую, мы накладываем огромную. Возьмите парламентские выборы, недавние президентские выборы: кто составлял основу политического ядра, которое проводило главную политическую кампанию? Учителя, врачи, государственные служащие. И сегодня эти категории граждан, которые обеспечивают стабильность в нашем государстве, необоснованно, наверное, обижены. Но, прежде всего, — учитель».
Таким образом, не исполнительная «вертикаль», не КГБ, а учителя являются «основой политического ядра» нынешнего политического режима, так как обеспечивают нужные результаты во время избирательных кампаний. Из них в значительной мере состоят избирательные комиссии. Такова их тяжелая миссия.
А. Лукашенко много говорил о зарплатах учителей. Он признает, что они у них маленькие, меньшие, чем у механизатора или доярки на селе. Президент констатировал, что зарплаты надо повышать. Но прямо и недвусмысленно увязал этот вопрос с политической функцией учителей. Прозвучало это несколько завуалированно. Рост зарплат глава государства обставил условиями. Во-первых, нужно загрузить учителей еще больше. Хотя, казалось бы, куда еще больше? Во-вторых, по его словам, статус учителя зависит не от государства, а «прежде всего он зависит от самого учителя». Это как?
Думаю, это закодированное послание расшифровывается достаточно просто: если учителя, которые в основном работают в избирательных комиссиях, обеспечат нужные результаты нынешних выборов, то так и быть, повысим им зарплаты. Процентов на пять. А больше не надо, они люди скромные, хватит им того, что батька похвалил.
Между тем, завершился этап регистрации кандидатов в депутаты. Всего было выдвинуто 630 человек. Зарегистрирован 521 кандидат, 93 претендентам отказано, 16 человек сами передумали участвовать в выборах. В итоге комиссии отсеяли 15% потенциальных претендентов на место в Палате представителей. Для сравнения: на предыдущих выборах, которые проводились в 2012 году, таковых было 25%. Меньшее количество незарегистрированных претендентов объясняется тем, что теперь было больше (на 136 человек) кандидатов от партий, которые не собирали подписи. А именно из-за ошибок в подписях прежде всего отсеивают желающих побороться за депутатский мандат.
Но нужно обратить внимание на то, кому отказывали. Из 93 незарегистрированных кандидатов 42 являются представителями оппозиции. Причем, дисквалифицировали сильных оппозиционных кандидатов, которые вели яркие кампании. Например, в Минске окружные комиссии отказали в регистрации известным деятелям: заместителю председателя движения «За свободу» Алесю Логвинцу (который организовал концерт Лявона Вольского), заместителю председателя Объединенной гражданской партии, подполковнику милиции в запасе Николаю Козлову. Причем основания для не регистрации — довольно искусственные.
Очевидно, что вся избирательная кампания — это имитация выборов. Вот сайт «Белорусский партизан» за месяц до дня голосования опубликовал список будущих депутатов Палаты представителей практически по всем округам, за небольшим исключением. Это было бы смешно, если бы не было так грустно.
Но эта демонстративная не регистрация сильных кандидатов оппозиции в присутствии иностранных наблюдателей еще раз свидетельствует о том, что тренд на политическую либерализацию в Беларуси очень ограничен и в любой момент может быть повернут назад. Подтверждением чему является еще ряд событий последнего времени. Например, погром НИСЭПИ сделал невозможным проводить независимые социологические исследования.
Важным политическим событием стало появление нового политического заключенного. Арестован Владимир Кондрусь по делу о массовых беспорядках в Минске после президентских выборов 19 декабря 2010 года.
Напомню, что именно в ответ на уголовное преследование участников событий того дня Запад ввел масштабные санкции в отношении политического руководства Беларуси. После того как в прошлом году А. Лукашенко помиловал всех политзаключенных, Евросоюз отменил санкции. И вот теперь по этому же делу арестовывают нового фигуранта. Это делается в тот момент, когда в Беларусь приехали международные наблюдатели за парламентскими выборами. После тех событий прошло более пяти лет. Можно было подождать 2—3 месяца, пока эти наблюдатели уедут. Но нет, арестовали именно теперь, что можно рассматривать как очевидную демонстрацию.
Не до конца понятно, для чего это делается. Выскажу такую версию. Возможно, это своеобразная проверка, тестирование реакции Запада. Здесь чувствуется политический стиль А. Лукашенко. Смысл таких действий состоит в том, чтобы прощупать границы допустимого в отношениях с ЕС и США, по возможности расширить их. Определить коридор возможностей можно, только делая какие-то шаги за пределы умозрительных границ.
Похожую тактику Минск осуществляет и в отношении России. Например, приняв решение платить меньшую цену за газ, чем предусмотрено контрактом с «Газпромом», белорусские власти изучали реакцию Москвы. Она оказалась резкой, РФ сократила поставки нефти в Беларусь. И теперь, получив информацию, политическое руководство все еще решает, что с этим делать.
То же самое и в отношениях с Западом. Возможно, белорусские власти решили, что слишком переплатили ему и в сфере геополитики, и в либерализации, мало получив взамен. Например, МВФ так и не выделил кредит. Теперь пытаются несколько открутить назад. Официальный Минск уже приучил США и ЕС спокойно реагировать на, скажем мягко, особенности белорусских выборов. Теперь он делает новый шаг, набирает двух политзаключенных: блогера Эдуарда Пальчиса и фигуранта событий 19 декабря 2010 года Владимира Кондруся. И смотрит на реакцию Запада. Если она будет слишком негативной, можно спустить эти дела на тормозах, ограничившись, например, штрафом. А если США и ЕС прореагируют вяло, то можно набирать новый контингент политзаключенных, чтобы после обменять их на какие-нибудь уступки западной стороны. Как и в случае с учителями, здесь не хочется переплачивать. Ничего личного, только политический бизнес.
Валерий Карбалевич
Читайте также в рубрике «Диагноз»: