Почему немцы с поляками предпочитают «генацвале», а не «сяброў»?
В прошлом году Беларусь посетили 276 260 иностранных туристов. Откуда приезжают в синеокую? Это не секрет: в основном из Российской Федерации. Доля наших восточных соседей, принятых в 2015 году туристическими организациями республики, составляет 88,3% от общего числа.
Удельный вес путешественников из развитых стран мира на этом фоне выглядит гораздо скромнее. На французов, англичан, итальянцев, американцев приходится по 0,3%. Немного больше немцев (0,6%). А самую значительную группу представили поляки (2,1%).
Понятно, туристы из государств с более высоким уровнем жизни для принимающей стороны наиболее интересны. Но, как видим, таких совсем мало. В чем дело?
— Belarus is not a country friendly to tourists, — констатирует Карел Валеш, мой гость из Бельгии. У него есть с чем сравнивать. В прошлом году вместе со своей подругой Гаэль побывал в Грузии. От «генацвале» остались в восторге!
— Почему же Беларусь не дружественна к туристам? — прошу объяснить я.
По словам Карела, получить белорусскую визу, в общем, несложно, но для этого требуется приглашение из Беларуси. Он и Гаэль не хотели связываться с услугами турфирм — и как быть, если в стране нет знакомых?
Проблема решилась благодаря тому, что француженка Гаэль училась вместе с моей дочерью в магистратуре одного из чешских университетов. Конечно, кто ищет, тот всегда найдет. Но зачем искать?
Гаэль вторит своему приятелю. По ее мнению, это настоящая дискриминация — заполнять регистрационный бланк в отделе миграции только на русском языке. Без чьей-то помощи — невозможно. К слову, инспекторши в отделе миграции местного РУВД были предупредительны и вежливы, но ни одна из них не говорила по-английски, хотя занимались исключительно регистрацией иностранных граждан. Ожидать знания английского от кассирши Беларусбанка, принимавшей плату за регистрацию, было и вовсе из области фантастики.
Приведу еще одно свидетельство, представленное доцентом Международного государственного экологического института имени А.Д. Сахарова БГУ Алегом Сиваграковым. Вот что ему написал турист из Германии Бернхард Шварц, который путешествовал по Беларуси на собственном автомобиле:
— У меня складывается впечатление, что иностранный туризм здесь не очень развит. А для путешественников из Западной Европы существует и ряд бюрократических барьеров — мы хотели оставаться на 14 дней, а визы давали только на 10, а еще усложнен импорт и экспорт твоего автомобиля, тяжело разобраться с «Белтолом» — платой за дорогу. Мы очень довольны поездкой, но я не рекомендую ехать сюда за рулем, если не владеешь языком.
Итак, основываясь на этих комментариях, можно выделить две проблемы, затрудняющие увеличение потока туристов из развитых стран. Большинство белорусов не владеют английским — современным языком международного общения, а кроме того, у нас слишком много препон для иностранцев со стороны госструктур.
Вторая проблема выглядит более серьезной. Ведь в Грузии, по словам моих гостей Гаэль и Карела, тоже далеко не все говорят по-английски, зато там нет никаких заморочек с визами и регистрацией. Туда могут въезжать без визы сроком на 365 дней обладатели белорусских паспортов, что особенно приятно, а также граждане всех стран Европейского союза, плюс Швейцарии, США, Австралии, Канады, Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов, Японии, Израиля.
Могут и въезжают. В 2015-м Грузию посетили около 6 миллионов туристов, в этом ожидается гораздо больше. В итоге вклад туризма в ВВП страны достиг в минувшем году 7,1 %, увеличившись по сравнению с 2014 годом на 19,83%. Соответственно растут и доходы в госбюджет от этой сферы — более 1,9 миллиарда долларов.
В Беларуси с визами все с точностью наоборот. Визы не нужны гражданам стран СНГ (кроме Туркменистана), а также Грузии и Монголии без ограничения срока пребывания. Венесуэльцам и израильтянам можно приезжать в нашу гостеприимную страну сроком до 90 дней. На 30 дней могут въехать без визы граждане Кубы, Катара, Сербии, Турции, Черногории, Эквадора, Да! Еще македонцы могут посетить Беларусь, но только при наличии частного приглашения либо договора об оказании туристических услуг.
Перечень государств, которым Беларусь сделала визовые послабления, совсем небольшой. Чего же удивляться жиденькому зарубежному потоку туристов?
Вице-премьер Наталья Качанова, выступая в Полоцке в июле текущего года на заседании межведомственного экспертно-координационного совета по туризму, сообщила, что туризм по-прежнему составляет в ВВП страны около 2%. То есть в три с лишним раза меньше, чем в Грузии.
Ждать того, что Минск последует примеру Тбилиси, заявившего о своем европейском выборе, не приходится. Предполагать в ближайшей перспективе коренную «смену вех» во внешней политике государства, которое «за цивилизованным миром не ведут», конечно, можно, но такая «смена вех» должна произойти не только во внешней политике.
Конечно, Грузия более привлекательна для туристов благодаря мягкому климату и теплому Черному морю. Однако и в Беларуси, у «сяброў», есть мощный потенциал. И это не только Мир, Несвиж, Дудутки и «Линия Сталина».
Например, практически выпадают из маршрутов для иностранных туристов мемориалы 1812 года. А ведь окрестности деревни Студенка в Борисовском районе стали братской могилой для десятков тысяч человек практически из всех европейских стран. Об этом в Европе помнят до сих пор.
— Когда что-то идет не так, французы говорят: «Березина», — подтвердила Гаэль во время посещения места переправы армии Наполеона.
Увы, осматривать здесь было особенно нечего. Несколько памятников, сооруженных в чистом поле, со следами увядших цветов на постаментах. Этим вряд ли заинтересуешь видавших виды иноземцев. А ведь в Европе места, связанные с 1812—1815 годами, благодаря туристам, а также участникам реконструкций сражений, проведению разнообразных фестивалей и интерактивных мероприятий приносят немалые доходы в местные бюджеты. Почему там получается, а в Беларуси нет?
По мнению эксперта по устойчивому развитию территорий, консультанта и менеджера проектов ЕС, ПРООН, USAID, программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии кандидата экономических наук Алега Сивагракова ответ на этот вопрос есть.
— В целом, в сфере развития туризма очень важна возможность задействовать местный потенциал, основанный на самостоятельной, без указки сверху, активности населения, краеведов, предпринимателей. Власти должны для этого создавать условия, а не мешать, не навязывать своих решений.
Как полагает эксперт, будь ресурсы и компетенции в руках местных сообществ, они наверняка предложили бы выбор, в том числе зарубежным туристам. Например, зазывали бы и «на обед Наполеона», и на бал-маскарад, и в многочисленные специализированные музеи, а не такие, как сейчас — под одну гребенку, «краеведческие». И шили бы, продавали обмундирование наполеоновских офицеров, макеты оружия, организовали бы поиски мифической «Золотой кареты» Наполеона и т.д, и т.п.
— В общем, нужно реальное местное самоуправление, которого в Беларуси пока нет. Из-за этого палитра туристических предложений, если она пишется только «верхами», беднеет и обесцвечивается, — резюмирует Алег Сиваграков.
Павел Могилин, ex-Press.by