TOP

Завоюют ли свое «золото» политические «олимпийцы»?

Любая «борьба за голоса» — глоток свежего воздуха для демократических сил. Нынешняя парламентская кампания не исключение. Здесь реальная возможность не только укрепить дух своих сторонников, но и обзавестись новыми.

В 2016-м это, похоже, осознала вся оппозиция, включая матерых «бойкотчиков». Кто и как пользуется моментом? И смогут ли выборы освежить альтернативу режиму?

На сегодня в предвыборной гонке участвует больше 500 кандидатов в 110 округах. И многие из них представляют оппозицию. Только вот число демократов-выдвиженцев, их активность почему-то смущают главу ЦИК. Недавно Ермошина заявила в эфире главного телеканала страны: «Возможности, которые даются для предвыборной агитации, некоторые используют для совершенно других целей — например, для политических целей своей партии».

По мнению Лидии Михайловны, это «недопустимо», поскольку кандидат должен быть кандидатом, а не «политическим деятелем».

Ржавый водопровод один, но смотрят на него по-разному…

В самой же оппозиции такой вывод считают противоречащим здравому смыслу:

— Одно дело, когда человек призывает к свержению власти — да, тогда они должны вынести предупреждение. А вот желание оценивать поведение кандидата — это уже давление, — считает ответственный секретарь БНФ Дмитрий Солошкин.

По его словам, партия не обращает внимания на подобные заявления, у нее собственное видение кампании:

— БНФ понимает, что эти выборы не конкурентные и открытые, где можно победить. Поэтому мы стараемся не затрагивать вопросы «укладки дорог» и «прогнившего водопровода», а используем кампанию для того, чтобы продвигать свою программу, построенную на идеях независимости.

Много новых сторонников, большинство из которых — молодежь, привлекают за счет «наблюдения», рассказывает кандидат от БНФ по Сенницкому округу Илья Добротвор:

— Это около сотни человек, почти половина из которых — люди, никогда прежде не занимавшиеся политикой. Человек может ни во что не верить, но когда он своими глазами видит манипуляции на выборах — считайте, он «наш».

Кандидат ведет активную кампанию, к которой готовился год. Илья отмечает: в привлечении новых людей все методы хороши. Важны и пикеты, и интернет, и листовки. Но главное — сам претендент и его взгляды:

— К оппозиционным кандидатам есть интерес: на встречи со мной, которые почти никак не анонсировались, все равно приходили люди, были интересные дискуссии. В то же время мой провластный конкурент организовал концерт, разрекламировал свои песни-пляски как только можно было, использовал административный ресурс — в итоге пришло лишь пять человек.

К слову, молодежь активничает не только в роли волонтеров: на этих выборах немало 20—30-летних смело выдвигаются в депутаты. Одна из них — активистка Движения «За свободу» Алина Нагорная, которая участвует в предвыборной гонке в Слуцком округе У девушки свои подходы к общению с людьми. Главное для нее — понять, кто твой избиратель и найти соответствующую волну общения:

— За свою кампанию сделала несколько интересных наблюдений: например, люди гораздо охотнее подписываются за кандидата, когда параллельно просишь поддержать еще какую-нибудь инициативу — ремонт дороги, приют для животных… Человек включается в беседу, рассказывает свое видение проблемы, вы вместе пытаетесь понять, как ее решить, идет диалог… Не обходится, конечно, и без курьезов — увы, сказывается правовая безграмотность населения. Поэтому во многих квартирах приходится терпеливо объяснять, что к чему. В итоге некоторые просят телефон: «Вы, я вижу, понимаете жизнь, вдруг совет понадобится или помощь, если депутатом станете… Ну и на меня, если что, можете рассчитывать».

Если внимательно выслушать Илью Добротвора и Алину Нагорную, можно заметить разночтение в тактике работы с населением: первый против упора на местную проблематику, он делает акцент на агитации за программу партии, а вот вторая стремится понять прежде всего позицию своего будущего избирателя.

«Бойкот» ушел. Это ослабило партии или придало новый импульс?

Но как бы там ни было, молодые оппозиционеры говорят все же о том, что их труд приносит свои плоды: новые люди в результате либо напрямую идут в политику, либо начинают к ней приглядываться. Пробуем уточнить, почему?

Главная версия демократов — «народ на собственном кармане ощутил, что страна в экономической яме». По мнению зампреда Объединенной гражданской партии Николая Козлова, у белорусов кардинально поменялось отношение к режиму:

— Граждане начали вступать в партию — пошел приток, иные просто предлагают свою помощь. Это итог агитационной кампании, пикетов, встреч в трудовых коллективах — в общем, всего того, что позволяют выборы.

И в этом смысле, признает Николай, новая тактика — активная работа с избирателями вместо призывов к бойкоту, за который ОГП выступала в прошлом, куда более выигрышна.

А вот кампания «Говори правду» и в 2012-м, и в прошлом году, и сейчас вовсю использует выборы. Как и подобает политической организации — выдвигает реальных претендентов, которые работают как с проблемами жителей «своего» округа, так и продвижением идей своей структуры. Руководитель избирательного штаба кампании Сергей Возняк уверен: неучастие в любых избирательных действах — прикрытие политической недееспособности:

— Проще всего категорически заявить: «Никаких выборов!» и позвать всех на рыбалку, как это делали отдельные политические лидеры. Но выборы — это когда нужно реально что-то делать: собирать подписи, в пикетах стоять, что намного сложнее, чем громогласно трубить о бойкоте. Результат дает именно рутинный труд, а не бездействие. И мне приятно осознавать: те люди, которые раньше критиковали нас за участие в выборах, теперь сами включились в них. Это хорошо, только таким путем и можно получить новых членов, сторонников и общественную поддержку в целом. Сегодня наконец дошло до всех и ни у кого даже мысли нет про всякие «бойкоты».

Цели у политиков есть, но связаны ли они с интересами избирателей?

Политолог Валерия Костюгова тоже отмечает смену поведения «матерых волков» оппозиции, но не уверена, что партии, которые вдруг резко решили включиться в реальную борьбу, действительно нашли, чем следует ее заполнить.

— К агиткампаниям тех демократических сил, которые прошлые выборы игнорировали, много вопросов: привыкнув к бойкоту, трудно наполнить новую схему каким-то новым глубоким содержанием. Базовая проблема в чем? Большинство структур на самом деле не рассчитывают пройти в парламент, а ставят перед собой в принципе две основные цели. Первая — показать, что «выборов нет», вторая — прорекламировать свои партии. Но фишка в том, что цели эти с избирателями по большому счету и не связаны, поэтому кампании получаются недостаточно яркими — агитационные возможности большого оппозиционного крыла направлены не к электорату, как это должно быть, и что следует честно признать.

В качестве контрпримера политолог отметила последовательную работу с избирателями представителей «Говори правду»:

— Взять хотя бы кампанию одного из ее лидеров — Андрея Дмитриева: вот она действительно похожа на «классическую». Напоминает как раз то, о чем пишут в учебниках: каждый день кандидат стремится общаться с избирателями, цепляться за местные проблемы … Мало кто сегодня работает на выборах подобным образом.

Если проанализировать в этом направлении прессу, свериться с собственными наблюдениями, то надо признать: агитации (в том числе и от оппозиционных кандидатов) недостает яркости, креатива, последовательности. Исключения едва ли не на пальцах одной руки можно пересчитать — говорят и пишут о телевыступлении Хащеватского да концерте Вольского…

С другой стороны, хватает примеров добросовестного диалога претендентов на депутатские мандаты с населением — прямое искреннее слово зачастую куда сильнее яркой публичной публицистики или оригинального флэшмоба. Но ведь большинство кандидатов выдвигалось по партийным спискам — они явно недобрали баллов, симпатий от недооценки походов по квартирам граждан. Тут избирательное законодательство очевидно сработало против оппонентов власти, пошедших на свою регистрацию путем наименьшего сопротивления.

Чем кандидаты в депутаты не похожи на олимпийцев?

Прямо сейчас на наших глазах происходит проверка эффективности работы демократов на выборах, и, возможно, скоро мы узнаем, какие схемы состоятельны в наших политических реалиях.

Невооруженным глазом заметно — долгие годы политическая активность белорусов падала, ряды партий заметно редели, а молодежь и вовсе отгораживалась от всякой «гражданской активности». Поэтому очень хорошо, если и впрямь появилась та самая «новая тактика» демократических политиков, о которой твердят иные из них.

Но не спешите верить на слово. Поговорив с представителями оппозиции, понаблюдав за пикетами, включите затем видео уличных опросов в интернете либо побеседуйте со своими соседями, земляками из деревень и городков, где живут родственники. И очень даже вероятно, что на незатейливый вопрос: «Какие выборы сейчас идут?» — многие не найдут ответа, в лучшем случае промямлят: «Какие-то кандидаты, в какие-то палаты»…

И это означает среди прочего то, что несмотря на дружное и в определенном смысле массовое участие оппозиции в избирательной кампании, по большому счету, ей все же не удалось задействовать законный агитационно-пропагандистский потенциал на все сто. Причем дело здесь не только в «рогатках» белорусского права, на что многие демократы делают упор: просто после долгих лет «игнора» и «бойкота» политические мышцы демократических структур определенно атрофировались.

Параллели с минувшей Олимпиадой могут показаться неуместными. Но если разобраться, то, как до медали без тренировок и каждодневного труда не допрыгнуть, так и не добиться депутатского мандата, признания избирателей. И если спортсмены это прекрасно понимают, то политические «олимпийцы», похоже, далеко не всегда.

Так что заполучить свое «золото» на сегодняшнем избирательном марафоне им будет непросто…

Сергей Прохоров

Фото: Геннадия Веретинского

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.