Своими глазами
Чтобы узнать, как проходят выборы в белорусской провинции, я аккредитовался в качестве наблюдателя в могилевской гимназии № 2, которую окончил 25 лет назад, и следил за ходом голосования в избирательном округе № 38.
С распростертыми объятиями
Чтобы стать наблюдателем кампании «Право выбора-2016», мне, как и другим, нужно было пройти два тренинга и получить «Рабочую тетрадь для краткосрочных наблюдателей». В нее ежедневно заносятся данные подсчета проголосовавших граждан. 5 сентября, за день до старта досрочного голосования, все наблюдатели прошли процедуру аккредитации, предварительно получив направление от неправительственной организации либо политической партии.
Узнав, что наблюдать за выборами будет выпускник гимназии, ее директор, а по совместительству и председатель избирательной комиссии, Владимир Фещенко любезно провел для меня экскурсию по зданию.
Во время беседы он сетовал на трудности, с которыми сталкивается педагогический коллектив: учителя должны думать, где найти средства на ремонт помещений, который потом будут делать своими руками. Выборы также отвлекают их внимание — все тринадцать членов участковой избирательной комиссии были сотрудниками гимназии. Первые два дня досрочного голосования атмосфера на участке была доброжелательной. Наблюдатели прониклись проблемами учителей, данные по явке сходились идеально.
Тревожный звонок прозвенел в середине третьего дня. Перед перерывом на обед директор школы спросил у подчиненных, как идет голосование, и приведенные цифры не сошлись с данными наблюдателей примерно на 5 человек. А итоговый протокол в конце дня поверг всех в шок: по данным сразу двух независимых наблюдателей на участок пришло 46 человек, а секретарь комиссии вписала цифру 263.
Настроение поменялось
На следующий день отношения между наблюдателями и членами комиссии испортились. Директор уже перестал с нами здороваться за руку, поведение его подчиненных стало более нервозным. Учителей исполнение обязанностей членов избиркома заметно тяготило. За пять дней досрочного голосования они обсудили, чем отличаются настоящие «лабутены» от подделки, как правильно посадить розы на даче и как прожить на 370 рублей зарплаты. Речь шла о чем угодно, только не о выборах.
Недостаточная подготовленность членов комиссии проявилась, когда пожилая женщина, проголосовавшая досрочно, призналась, что поставила галочку не за того кандидата. Поначалу ей предложили зачеркнуть метку и поставить новую напротив нужного избранника.
Замечание наблюдателя, что в таком случае бюллетень будет признан недействительным, вызвало настоящую панику. Срочно была вызвана секретарь комиссии Ольга Яцковская, которая оказалась единственным человеком, способным составить протокол на испорченный бюллетень.
Непрозрачный подсчет
Основной день голосования также не обошелся без сюрпризов. Наблюдатель кампании «Право выбора-2016» Алексей Гавриленко подсчитал, что за весь период досрочного голосования явка на участке составила лишь 7 процентов, хотя комиссия написала втрое больше.
В воскресенье, глядя на активность избирателей, он предложил нам, коллегам-наблюдателям, угадать, осмелятся ли члены комиссии зафиксировать в итоговом протоколе преодоление 50-процентного барьера, необходимого для признания выборов состоявшимися. Финал всех обескуражил — 71 процент явки.
В открытость подсчета бюллетеней к концу дня голосования уже никто из независимых наблюдателей не верил. Как данность все восприняли расстояние в пять метров от столов, где шел подсчет.
Сами столы были поставлены узкой стороной к наблюдателям — именно так, чтобы невозможно было видеть руки членов комиссии. Подсчет вели сразу десять человек. Каждый из них разбирал свою стопку бюллетеней и записывал промежуточный результат на бумажку.
Далее вся информация попадала в руки секретаря комиссии Ольги Яцковской и зампредседателя Натальи Старостиной, которые демонстративно сидели за отдельным столом спиной ко всем и вели свой подсчет. Таким образом, никто из рядовых членов комиссии не знал реального количества голосов, поданных за того или иного кандидата. Официально было объявлено, что с большим отрывом на этом участке победил провластный кандидат.
Александр Бураков, Deutche Welle