Categories: Диагноз

Глас вопиющего

Итак, нефтегазовая война между ближайшими союзниками естественным образом перешла на новый, политический уровень. А. Лукашенко в очередной раз рассказал всю правду о коварных кремлевских правителях.

Как отметил вице-премьер В. Семашко, белорусско-российские переговоры по газу идут с конца 2015 года. Но безуспешно. Тогда Беларусь явочным порядком установила свою, справедливую, по мнению Минска, цену на газ, которая оказалась почти вдвое ниже контрактной ($73 вместо $132 за 1 тыс. кубометров). В ответ Россия сократила поставки нефти.

В прошлом А. Лукашенко во время таких конфликтов не раз использовал свой любимый прием. Он выводил спорную проблему из кулуарных переговоров на публику, апеллировал к российской общественности. Дескать, помогите, обижают ближайшего союзника, покушаются на славянское братство.

Однако в этот раз президент Беларуси неожиданно долго молчал, фактически никак не комментировал эту проблему. Надо отдать должное его терпению. Он умеет ждать своего времени, как охотник, сидя в засаде.

Почему молчал? Думаю, прав политический аналитик Юрий Дракохруст, который считает, что апелляция к российской общественности в момент огромной популярности В. Путина в России могла дать обратный эффект. И А. Лукашенко это понимал.

Что же поменялось сейчас? Официальный Минск сделал ход Паралимпиадой. Чиновник министерства спорта А. Фомочкин выполнил приказ и пронес российский флаг на открытии Паралимпийских игр в Рио-де-Жанейро. И чтобы всем все было понятно, появилось заявление пресс-секретаря президента Н. Эйсмонт о том, что президент поддерживает эту акцию, мы «абсолютно родные, братские народы». А для тех, кто в танке, действия А. Фомочкина одобрил от имени МИДа пресс-секретарь ведомства Д. Мирончик. То есть скандал подняли на государственный уровень, искусственно и сознательно раздули.

Белорусское руководство рассчитывало одним этим ходом (достаточно дешевым, так как не потрачено ни одного рубля) попытаться решить все спорные проблемы в отношениях с Россией. Минск планировал монетизировать этот явный «прогиб» перед Москвой, получить реальные экономические дивиденды. То есть вернуть схему под названием «газ в обмен на поцелуи».

Правда, пришлось платить национальным унижением. В мире и так считают Беларусь сателлитом России. Этим скандалом Беларусь только укрепила такое мнение. Но к этому А. Лукашенко не привыкать.

В смысле политическом расчет оказался точным, белорусские власти попали в «яблочко». Акция белорусских паралимпийцев вызвала эйфорию, очередную шовинистическую волну в России. Российская общественность и государственные институты РФ восторженно приветствовали этот скандал. События в Рио-де-Жанейро радостно прокомментировали и пресс-секретарь президента России Д. Песков, и начальник департамента информации МИД РФ М. Захарова.

Игра на имперских комплексах России — это то, что А. Лукашенко может делать талантливо и даже виртуозно. Он решил, что пробил час выйти на политическую сцену в роли главного героя. Причем надо ковать железо, пока горячо, использовать эту волну симпатий к Беларуси в России, чтобы нажать на российское руководство с помощью общественного мнения, заставить его пойти на уступки в газовом вопросе.

И президент Беларуси начал лихорадочно действовать. Столько месяцев молчал, и вдруг взорвался целым каскадом заявлений на тему газового конфликта. Сначала 11 сентября на избирательном участке А. Лукашенко констатировал, что Беларусь и Россия практически обо всем договорились, что он послал телеграмму В. Путину и получил положительный ответ. Потом, на второй день, 12 сентября, А. Лукашенко принял вице-премьера В. Семашко и приказал за два дня решить вопрос и достичь соглашения.

Однако получился облом. Москва заупрямилась. То ли В. Путин действительно пообещал и не выполнил своего обещания, то ли, как это часто бывает в отношениях между двумя президентами, они по-разному поняли то, о чем договорились.

Во время разговора с В. Семашко глава Беларуси обмолвился, что хотел бы, встретившись с Путиным на саммите СНГ в Бишкеке, обсудить «какие-то вопросы в целом по белорусско-российским отношениям». Судя по всему, президент России от встречи отказался. Это и переполнило чашу терпения. Получается, что белорусы зря унижались в Рио-де-Жанейро.

И А. Лукашенко решил, что пришло время идти на скандал, стучать кулаком по столу и топать ногами. 20 сентября, принимая госсекретаря Союзного государства Беларуси и России Г. Рапоту, белорусский лидер в своем стиле вытащил конфликт в публичную сферу, перевел его в политическую плоскость. «Давления я не потерплю, и белорусы тоже», — заявил он.

Сценарий старый, хорошо отработанный. Необходимым его элементом является шантаж России. А чем можно шантажировать РФ, где самое уязвимое место, на котором сходятся все ее имперские комплексы? Правильно, интеграционные объединения.

«Мы сейчас очень внимательно анализируем наше участие, прежде всего, в Евразийском экономическом союзе. Если так будет продолжаться — зачем нам там держать кучу чиновников?» — заявил А. Лукашенко. И констатировал, что дал указание «оптимизировать» участие Беларуси в интеграционных проектах. Потому что, дескать, они не дают Беларуси экономического эффекта, который Россия обещала во время их запуска.

Не первый раз А. Лукашенко использует такую тактику. Летом 2009 года в ответ на запрет Россией поставок белорусской молочной продукции глава Беларуси пригрозил ввести таможенный контроль на границе двух стран, отказался ехать на саммит ОДКБ, Беларусь не подписала соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования в рамках этой организации. В 2014 году Минск отказался ратифицировать договор о создании Евразийского экономического союза, пока Россия не дала согласия оставлять нефтяные пошлины в белорусском бюджете.

Такая тактика в белорусско-российских отношениях до сих пор почти всегда работала. На это и расчет.

Кроме того, у этого скандала, видимо, был еще один адресат. Как раз в это время в Минске находилась миссия Международного валютного фонда, которая приехала обсуждать с Беларусью новую кредитную программу. С учетом того, что в руководстве МВФ доминируют представители западных стран, конфликт белорусского руководства с Россией призван был стать дополнительным козырем на переговорах с фондом.

Ну и попутно А. Лукашенко популярно объяснил белорусам, кто виноват в их нелегкой доле. Оказывается, все зло — от хищных российских олигархов.

Но пока никаких дивидендов белорусский лидер не получил. Москва никак не прореагировала на негодующий спич А. Лукашенко. И он вполне может оказаться гласом вопиющего в пустыне.

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Период полураспада

Тараканьи бега

Сюрреалистическая трагедия

Дефектная государственность

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023