Моя милиция меня не бережет…
Кто больше всех вызывает возмущение белорусских граждан? Вероятный ответ: насильники и убийцы. Но не меньшее возмущение вызывают и «подвиги» работников милиции. О них и поговорим.
Несколько фактов
В поле моего зрения попало два вопиющих случая.
Случай первый. Рано утром 4 августа в квартиру врача-педиатра Дмитрия Середы вломились неизвестные люди в масках. Без звонков и объяснений они выбили входные двери, а также спустились с крыши и разбили стекло балконной двери на кухне. В этот момент в квартире, кроме Дмитрия, находились его беременная жена и дочка. Ворвавшиеся схватили Дмитрия, повалили на пол, заломили руки за спину и надели наручники. Только потом кто-то из них сказал жене, что они из милиции, и препроводил ее с ребенком в другую комнату.
Позднее Дмитрий рассказал журналистам об этой истории подробнее: «Когда жену и дочь уводили, я попытался повернуть голову в их сторону, за что получил удар кроссовкой по лицу и приказание не двигаться. После этого мою голову придавили, и посыпались удары по голове, по спине, по почкам, ногам. У меня в голове помутнело. Дальше я спросил, что, может быть, ворвавшиеся ошиблись адресом? Кто-то назвал мой адрес и фамилию. Это были мои данные. Я стал спрашивать: за что? На это услышал ответ, что нечего своими причиндалами махать».
Дмитрия доставили в РУВД Заводского района Минска. Там продержали несколько часов в наручниках. Потом доставили в следственный комитет. На процедуре опознания потерпевшая не смогла узнать в нем человека, который совершил преступление, а свидетельница заявила, что Дмитрий не похож на преступника.
Однако Дмитрия не отпустили и на ночь доставили в изолятор для правонарушителей. Все это время он не ел и не пил. В середине дня у него начались острые колики в животе. После настойчивых требований работники милиции вызвали «скорую помощь». Его отпустили только после 16 часов, когда «отпали основания для его дальнейшего содержания под стражей».
Для фиксации телесных повреждений Дмитрий Середа обратился к судмедэкспертам. Они установили у него сотрясение мозга, ушиб передней стенки брюшной полости, ряд других повреждений. После перенесенного шока пришлось обращаться за медицинской помощью его беременной жене и дочери.
Конечно, Дмитрий Середа обратился с заявлением в следственные органы о привлечении к ответственности лиц, которые произвели его силовое задержание и последующее избиение. И что? Пока ничего. Идет так называемая доследственная проверка. За это время Дмитрий побывал на приеме у начальника ГУВД Мингорисполкома Александра Барсукова. Тот признал, что штурм его квартиры осуществили сотрудники спецподразделения милиции, но, мол, вышла ошибочка. В целях ее исправления органы могут восстановить ущерб. На что Д.Середа ответил, что для него важны не окна и двери, а состояние жены и ребенка. Кстати, жена также написала заявление в следственный комитет о грубых действиях «штурмовиков».
Случай второй. Газета «Новы час» рассказала, что в конце марта 2016 года Игорь Барбашинский и его брат Иван, жители Слуцка, были задержаны сотрудниками милиции по дороге домой после посещения ночного заведения. Мужчин обвинили в пребывании в нетрезвом состоянии в общественном месте и доставили в вытрезвитель.
На следующий день братьев отвезли в поликлинику, где у них были зафиксированы переломы ребер и многочисленные гематомы. Мужчины написали заявление в Слуцкий РОВД об избиении их милиционерами. Позже выяснилось, что против братьев возбуждено уголовное дело за насильственные действия в отношении сотрудников милиции. Через два месяца братья Барбашинские были задержаны и помещены в следственный изолятор города Жодино.
Суд не окончен до сих пор. Обвиняемые запросили проведение дополнительных экспертиз, которые, по их мнению, могли бы доказать их невиновность.
Один из братьев решение суда, каким бы оно ни было, уже не услышит.
«20 сентября, около девяти часов утра, мне позвонили из жодинской тюрьмы, сказали, что умер мой сын, и дали номер телефона для связи. Никаких причин и обстоятельств смерти не сообщили. Сказали только, что нужно приезжать завтра — забирать тело», — рассказала мать погибшего Галина.
Причины смерти мужчины не известны. Официального подтверждения данной информации не поступало.
Почему такое происходит?
Видимо, нет необходимости доказывать, что в приведенных случаях работники милиции допустили грубое отступление от положений закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь». Ведь они должны соблюдать законность, уважать и соблюдать права, свободы и законные интересы граждан, проявлять гуманизм (ст.4). При выполнении своих обязанностей они призваны защищать права граждан, при необходимости оказывать им медицинскую и другую помощь, разъяснять основания ограничения их прав (ст.23). Для применения в отношении граждан физической силы, специальных средств или оружия необходимо соблюсти указанные в законе условия и пределы (ст.ст.26 – 30).
Однако на практике сотрудники милиции нередко нарушают требования закона и относятся к гражданам как к подопытным кроликам или людям второго сорта. Почему?
Это вопрос, над которым надо задуматься всем, кому небезразлична ситуация в стране. Выскажу свое мнение. Считаю, что жестокая власть порождает жестокие нравы, в том числе у ее служителей. Такое положение наблюдается во всех государствах с авторитарными режимами, где высшей ценностью является власть, а высшей целью — ее сохранение. Там силовые структуры имеют широкие полномочия и почти никем, кроме верховной власти, не контролируются. Отсюда — вседозволенность ее представителей и круговая порука в защите «своих».
Нечто подобное мы наблюдаем и в нашей стране.
Какой выход?
Нужна качественно иная система органов внутренних дел, с иным подходом к отбору кадров и с иным отношением сотрудников к людям.
По моему мнению, далеко не весь нынешний состав милиции пригоден для выполнения задач органов внутренних дел. На смену испорченным властью сотрудникам должны прийти молодые ребята с улыбками на лицах, готовые помочь бабушкам перейти улицу или объяснить водителю, что за нечаянное негрубое нарушение в следующий раз его могут наказать.
Неужели такое возможно? Вполне. Для этого нужны лишь иные условия, при которых люди в форме станут уважать сограждан и заботиться об их благе.
Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор
Читайте также:
Итоги выборов в свете прав человека
Почему нас зовут на досрочные выборы?