TOP

Контрибуция победителю

Судя по всему, очередная белорусско-российская нефтегазовая война стала достоянием истории. Длившееся десять месяцев противостояние завершилось с изрядными потерями для обеих сторон. Еще не все документы подписаны, но принципиальные договоренности между правительствами достигнуты. 

В сухом остатке получается, что белорусская сторона добилась скидок на газ. Из-за чего, собственно, и началась эта война.

Но скидки будут осуществлены не напрямую через цену на топливо, а через сложную схему межбюджетных компенсаций. Поэтому формально премьер-министр РФ Д. Медведев прав, заявляя, что никаких скидок нет. В этом году Беларусь будет платить за газ цену согласно контракту. И накопившийся долг за недоплату в размере $300 млн Минску придется вернуть. Но взамен Беларусь получит компенсации из российского бюджета. Механизм этой компенсации должен быть определен до 20 октября. Официальные лица ничего не говорят об ее объеме. Но, если верить информированной российской газете «Коммерсант», компенсация составит $ 1,4 млрд за полтора года. Это равносильно снижению цены на газ на 30%.

Понятно, почему была придумана такая сложная схема снижения цены на газ. С учетом того, что за этими белорусско-российскими переговорами внимательно следили другие страны-потребители российского газа, Москва не хотела создавать прецедент, когда какое-то государство в одностороннем порядке начинает платить меньшую сумму, чем зафиксировано в контракте. А компенсация из российского бюджета — это плата за союзничество.

Понятное дело, белорусская сторона получила не все, что хотела. Напомню, Минск требовал снижения газовой цены наполовину. Минск выбрал тактику в начале торга выставить максимальные требования, а потом уступить. Также важно то, что в следующие годы цена на газ для Беларуси будет снижаться, пока не выйдет на внутрироссийский уровень. Это то, чего белорусская сторона давно добивалась. То есть российский энергетический грант возвращается, только немного в другой форме.

Это означает, что Минск одержал важную победу. Россия уступила. Только непонятно, зачем Москва так долго упорствовала, сокращала поставки нефти, заявляла, что не пойдет на скидки, чтобы в конце концов поднять руки вверх.

Придуманная схема межбюджетных компенсаций достаточно уникальна. Она очень напоминает ситуацию, когда проигравшее войну государство после поражения платит контрибуцию победителю. Ибо прямых дотаций из российского бюджета в истории отношений Беларуси и России еще не было. Это при том, что сегодня существует большой дефицит бюджетов российских регионов, компенсировать которые у центра нет средств.

Одним из важных уроков этой нефтегазовой войны 2016 года является то, что ее результат разрушил многие, может не мифы или иллюзии, а, скажем так, гипотезы, которые существовали в белорусской аналитической среде.

Во-первых, СМИ много писали, что поскольку Россия сама оказалась в состоянии серьезного кризиса, то она не сможет в прежних масштабах субсидировать белорусскую экономику. Но выясняется, что это не так. Весной Евразийский фонд стабилизации и развития, контролируемый Россией, принял решение выделить Беларуси новый кредит в размере $2 млрд. И вот теперь появилась эта межбюджетная компенсация.

Но дело в том, что в белорусско-российских отношениях политика превалирует над экономикой. В 1990-х годах во времена Б. Ельцина, когда сама РФ находилась в гораздо большем кризисе, там месяцами не выплачивались зарплаты и пенсии, Москва активно помогала своему главному союзнику. И наоборот, самые острые конфликты между Беларусью и Россией (нефтяные, газовые войны и др.) происходили в 2000-е годы, когда в российский бюджет полном потоком текли шальные нефтедоллары.

Во-вторых, эксперты утверждали, что после Крыма Россия вошла в раж, во внешней политике возобладал культ силы, и она больше не терпит возражений и сопротивления со стороны кого бы то ни было. Вот с самими США Москва вошла в жесткий клинч.

Но выяснилось, что в политике России по отношению к Беларуси мало что поменялось. Более того, именно белорусская сторона использовала силовые приемы. Та тактика скандала, которую обычно применяет Минск в конфликтных ситуациях, по-прежнему эффективно работает. (А отказ платить за газ по цене контракта или повышение платы на транзит нефти по своей территории в полтора раза именно и есть скандал, силовой прием).

В-третьих, в последнее время РФ была недовольна относительно независимой внешней политикой, которую проводило руководство Беларуси. Имеется в виду позиция нейтралитета, которую занял Минск в конфликтах России с Украиной, Западом, Турцией, нормализация отношений с США и ЕС. И было много предсказаний, что Москва этого не простит, она накажет Беларусь за такое своеволие.

Однако выяснилось, что наоборот, Россия поспешила задобрить белорусское руководство, перекупить его, заплатив большую цену, чем предлагает Запад. Ведь для Кремля важно не допустить, чтобы Беларусь соскочила с российской интеграционной иглы.

Просто сила влияния России на постсоветское пространство оказалась преувеличенной. Даже воздействовать на своих союзников по ОДКБ и ЕАЭС у Москвы получается плохо. Вот, например, на саммите ОДКБ в Ереване 14 октября президенты не смогли договориться даже по такому простому вопросу: кто будет новым генеральным секретарем этой организации вместо Н. Бордюжи, срок полномочий которого истек.

Вот и приходится России платить за статус империи. А. Лукашенко хорошо понимает логику мышления российского руководства, прекрасно чувствует имперские комплексы Кремля и эффективно играет на них, использует в свою пользу. Поэтому время от времени воспроизводится схема, когда хвост крутит собакой.

Не исключаю, что сейчас может начаться геополитическое соревнование между Россией и Западом за то, кто больше заплатит Беларуси, чтобы перетянуть ее на свою сторону. Обратите внимание, А. Лукашенко постоянно заявляет, что не будет проводить никаких реформ, а МВФ упрямо продолжает переговоры с правительством Беларуси о кредите. Складывается впечатление, что фонду этот кредит нужен больше, чем белорусскому руководству.

Очень вероятно, что с началом межбюджетных компенсаций мотивация к проведению реформ у А. Лукашенко, и так небольшая, станет еще меньше.

Однако очередная российская халява не спасет деградирующую белорусскую экономику. Да и выигрыш Беларуси скорее проявится в перспективе. В этом же году наша страна понесла убытки из-за сокращения поставок российской нефти. И эти потери не будут компенсированы, даже если бы стороны и хотели, ибо нельзя поставить больше нефти, чем белорусские НПЗ смогут переработать.

И еще. Уже после достижения договоренности по газу вице-премьер РФ А. Дворкович отметил, что есть определенные нюансы по режиму, объему и цене переработки нефти на белорусских заводах. «На эту тему будет подготовлено отдельное соглашение между министерствами энергетики двух стран», — заявил он. Что это означает, пока неясно. Но может открыться новый раунд конфликтных переговоров уже по нефти. Так что продолжение следует.

Валерий Карбалевич

Читайте также в рубрике «Диагноз»:

Монолог неуверенности

Всепогодная дружба

Глас вопиющего

Период полураспада

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.