Всем по 500!
Если по достижении заветного рубежа «белорусская модель» раз за разом идет вразнос, то, может, дело не плохом правительстве, а в модели?
«Всем по 500». По приказу Александра Лукашенко хозяйственная «вертикаль» уже дважды брала сакральную высоту в 500 долларов среднего заработка белоруса в заокеанском эквиваленте, но потом с позором откатывалась под ударами неумолимых экономических законов. И вот теперь президент снова велел штурмовать рубеж. Вперед, на мины!
Да, памятуя о прежних фиаско, Лукашенко на этот раз, будучи 14 ноября в Могилеве, подчеркнул: «Значит, производительность труда придется повышать, это естественно. Я же не говорю, что должны платить незаработанные деньги. Ни в коем случае. Иначе мы вернемся к тому, с чего начинали два года назад».
По прогнозам экспертов экономические власти или тихо проигнорируют вновь поставленную задачу, или же будут вынуждены включить печатный станок.
Сизифов труд правительства
Первый раз задача «всем по 500» была поставлена — и выполнена — перед президентскими выборами 2010 года. Независимые экономисты тогда твердили, что печатание пустых денег для задабривания электората вылезет экономике боком. Что и произошло в 2011-м, когда страну поставили на уши две чудовищные девальвации, средний заработок в американском эквиваленте откатился далеко назад, гиперинфляция составила 109%.
По высказываниям Лукашенко, привыкшего за тучные годы обильных российских субсидий к триумфальному шествию своего популизма, чувствовалось, что большой облом-2011 нанес официальному лидеру серьезную психологическую травму. К концу 2012 года при его понукании «вертикаль» снова обеспечила зарплату в 500 долларов с гаком. Но через два года опять все рухнуло. Ныне средняя зарплата белорусов недотягивает в пересчете и до 400 долларов (в сентябре, исходя из данных Белстата, получалось около 376).
Элементарная прикидка показывает: чтобы взять сакральный рубеж, не нарушая принципа опережающего роста производительности труда, нужно поднять ее за год на треть. Что абсолютно нереально. По данным того же Белстата, за восемь месяцев нынешнего года производительность труда по ВВП у нас и вовсе просела — лишь 98,8% к показателю прошлого года.
Более того, новая вводная Лукашенко резко превышает планку цифр на пятилетку, принятых в июне на V Всебелорусском собрании. Даже это помпезное «вече» (все-таки в подкорке у организаторов пропагандистского шоу было осознание кризиса) утвердило на период до 2020 года более чем скромный рост ВВП (12—15%) и реальных денежных доходов граждан (9,5—11,6%). А тут вдруг — давайте большой скачок! Членам правительства впору возроптать подобно троице персонажей «Кавказской пленницы»: «Невозможно работать. — Вы ставите нереальные планы. — Это… как его… волюнтаризьм».
Но, ясен пень, ничего подобного громко не прозвучит. Как же «вертикаль» будет выкручиваться, чтобы и под раздачу не попасть, и экономику не сорвать в штопор?
Снова включат печатный станок?
Белорусский президент и его администрация понимают, что «люди подустали от экономического кризиса», ждут улучшения, заявил экономист и политолог, руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART Владимир Ковалкин.
Однако, считает он, у главы государства налицо кризис идей, потому повторяются идеи старые. На прошлой неделе, напоминает эксперт, Лукашенко снова озаботился сокращением чиновников («старая добрая пиар-позиция», когда президент защищает народ от нерадивых бюрократов), а теперь вот обратился к показателю в 500 долларов средней зарплаты. Что тоже выглядит, по мнению собеседника, как пиар-акция, попытка поиграть на чувствах людей.
По прогнозу Ковалкина, высшие чиновники, скорее всего, «просто саботируют это поручение», потому что понимают: в очередной раз повторять печальный опыт смысла нет. К тому же «есть четкая программа взаимодействия с МВФ, которую нужно выполнять».
В то же время главный редактор интернет-издания «Белрынок» Ирина Крылович считает, что поскольку задача поднять зарплату до 500 долларов поставлена, то правительство попытается ее выполнить. Причем, подчеркнула собеседница, «без начала печатания денег это невозможно». В ближайшей перспективе «это приведет к увеличению темпов роста», по крайней мере в следующем году показатель ВВП в таком случае «выйдет из отрицательной зоны», отметила Крылович. О более отдаленных перспективах власти, по ее мнению, вряд ли думают.
Ставка на старую модель
Опыт прошлых лет показывает, что вброс в экономику пустых денег разгоняет инфляцию. Так что нынешнее ее если не укрощение, то сдерживание хотя бы в условно терпимых границах может пойти насмарку.
Курс на форсированный рост зарплат может, кроме всего прочего, осложнить позиции белорусской стороны на переговорах о новом кредите с МВФ, поскольку тот как раз-таки рефреном предостерегает от такого авантюрного сценария. Да и выдача траншей кредита Евразийского фонда стабилизации и развития также обставлена условием, чтобы Минск не шалил с денежно-кредитной политикой.
Поскольку правительство оказывается между Сциллой и Харибдой, то не исключен повтор сценария, когда чиновники будут клясться кредиторам, что ни-ни, все, дескать, будет в рамках условленной парадигмы, — а потом оставят их с носом. Потому что бич главного здешнего начальника страшнее увещеваний зарубежных господ.
Более-менее серьезно поднять зарплаты было бы реально в случае массовых сокращений на производстве (у нас колоссальная скрытая безработица), банкротства предприятий-зомби, но Лукашенко в Могилеве в очередной раз предостерег: «Никто не позволит предприятия закрывать или бездумно продавать… Предприятия надо спасать, чтобы люди работали. Поэтому направляйте туда кого хотите, это ваше дело, и управляйте, пока оно не выйдет на нормальный уровень работы».
То есть решать задачу предлагается в рамках старой модели огосударствленной экономики и якобы всеобщей занятости.
Александр Класковский, Naviny.by