Без стадного инстинкта
В команде «Говори правду» столько людей с удивительными биографическими сюжетами, что, кажется, найти еще один уникальный факт в чьей-то судьбе сложно. Но в случае с моей героиней их не один и не два — что, собственно, и объясняет ее авторитет в городе, среди коллег.
Татьяна Гуторова совсем молодой девчонкой решила уйти из благополучной на тот момент «Белшины» на службу в армию. «Товарищ прапорщик»! Трудно представить, что именно так обращались солдаты и офицеры к нашей улыбчивой, душевной Татьяне Марковне…
«Почему?!» — «Романтика, конечно, свое взяла, но куда больше меня мотивировала армейская перспектива — в ней виделось больше динамики»…
Ну да, работа кодировщиком в танковом соединении под романтику подходит… А с другой стороны — это уже выработка характера, его основательности, учета обстановки. А дальше — повышение: начальник хранилища. Тут без четко очерченных аудиторских способностей и организованности никак.
В общем, серьезная девушка. И красивая — в результате счастливое замужество. Очень понравились подобранные ею слова к этому эпизоду своей жизни: «Он увидел, почувствовал звон души — и победил!»
«Звон души»… Ну где еще сыскать такого поэтичного прапорщика?
Не знаю насчет генеральского будущего, но верю: появились бы у Татьяны на погонах и другие звезды. Однако грянул распад СССР, рассыпалась на кусочки и армия…
Вот тут и сказалась основательность характера. Не расслабилась, не впала в панику, не поплыла по течению: просто пошла в центр занятости, освоила там азы бухгалтерии и открыла на бобруйском рынке свое дело.
Там и пролетели последние 18 лет. Одна из ее коллег сказала мне:
— Когда говорят о предпринимателях, многие автоматически подразумевают хитрость, ловкость, расчетливость, подвоха от нас ожидают… Ну а Гуторова — человек открытой нараспашку души и твердого слова. Ее у нас любят и ценят за неконфликтный характер.
Тогда объясните мне, как у Татьяны получается одновременно быть при этом исключительно принципиальной?
Поясню: когда по всей стране забастовали предприниматели, то Гуторова, которая «никого не боится», не закрыла свое рабочее место. Иные начали возмущаться, обвинять в штрейкбрехерстве… Но она сделала внятную экономическую раскладку, продемонстрировала ее критикам — из приведенных цифр и фактов следовало, что конфликтная ситуация далеко не однозначная, что организаторы забастовки не удосужились толком объяснить тем, кто отозвался на их призыв, против чего и кого протест, при каких условиях «вертикаль» может принять этот ультиматум…
Только очень сильная личность в таких сложных обстоятельствах способна сказать прилюдно наэлектризованному большинству:
— Я не буду терять дело лишь потому, что кому-то в Минске не нравится нечто в решениях правительства. Многое из принятого властью и мне не по душе, но бороться, как вы, «за нейки сертификат» — не стану! Люди, кончайте со стадными инстинктами, нужно самим думать!
Пойти против общей стихийной линии — сложно, но можно. При условии, что человек уверен в своей правоте. В ней эту уверенность тогда увидели, оценили… И вместо обвинений в шкурном интересе предложили стать лидером городских предпринимателей.
Вот и на минувших выборах Татьяну активно поддержали потому, что верили в ее характер, потому что оценили ее реалистичную и практичную программу, крепко привязанную к реальной жизни.
Тут удивляться нечему: не только соседи — в районе хорошо наслышаны о ее противостоянии с городскими чиновниками по поводу детской больницы, дворовых игровых площадок… За семь лет бесконечных походов в горисполком иные так побаиваются Гуторовой, что готовы бежать куда угодно, лишь бы не слышать вопросы и претензии. Исключительно по делу. Основательно, рассудительно, без истерики и критиканства. В итоге добивается уважительного отношения к своей позиции. На всех этажах общества. Включая демократическую прослойку Бобруйска.
К новичкам в политической жизни региона иные отнеслись настороженно, попробовали отгородиться… Но увидели: у Гуторовой есть сильная принципиальная команда. А это всегда вызывает уважение.
Ясно, что «выборы» в парламент она «проиграла». Но вовсе не впала во вселенскую обиду: понимает и суть избирательного механизма властей, и глубинные причины психологической настороженности, заторможенности граждан…
Ну да, люди очень боятся за свои рабочие места — это мощнейший стимул воздействия на общество. Но, как совершенно правильно она говорит людям, вечно так продолжаться не может, уже появились те, кто в состоянии принять ультиматум. Потому что верят не в «опеку» и «внимание» государства, а в свои силы.
В принципе, тут уместен личный пример Гуторовой. Из-за стечения обстоятельств, где многое завязано именно на гражданскую позицию, она прощается с предпринимательством. Но ведь из общественной жизни ее не выключат таким образом? Риторический вопрос: куда нам без тебя, а тебе без нас?
В общем, идем вместе и дальше. С верой и уверенностью.
Татьяна Короткевич