И вновь продолжается бой
Итак, вроде бы успешно завершившаяся белорусско-российская нефтегазовая война, судя по всему, возобновляется вновь. Объявленный мир оказался временным перемирием.
Краткое содержание предыдущих серий. С падением мировых цен на энергоресурсы Беларусь посчитала стоимость российского газа несправедливо высокой и стала с нового года в одностороннем порядке платить за него только половину от суммы, зафиксированной в контракте. В ответ Россия сократила поставки нефти на белорусские НПЗ. Тогда Минск принял решение о повышении тарифов на транзит российской нефти по магистральным трубопроводам через территорию Беларуси на 50%.
Но в начале октября Минск и Москва вроде бы достигли согласия, объявили о завершении войны и заключении мира. «Я так понимаю, что очередные баталии закончены и нам удалось выйти на подписание соответствующего документа», — констатировал А. Лукашенко, принимая 10 октября с докладом об итогах переговоров вице-премьера В. Семашко. Аналогичные заявления звучали и со стороны российских официальных лиц.
Подробности договоренности озвучила информированная московская газета «Коммерсант». Согласно ей, формально цена на российский газ остается прежней, но Россия согласилась предоставить Беларуси межбюджетные компенсации. Минск выплачивает накопившийся с нового года долг (по последней информации, он достиг суммы $340 млн), Москва возобновляет поставки нефти в полном объеме, белорусская сторона отменяет свое решение о повышении тарифов на транзит нефти. Эту информацию с удовольствием подтверждали белорусские официальные лица. По итогам телефонного разговора премьеров А. Кобякова и Д. Медведева было отмечено, что «российской стороной подтверждена готовность применения механизма межбюджетной компенсации». Оставалась чистая формальность: зафиксировать эти договоренности на бумаге. Все это давало основание утверждать, что Беларусь выиграла эту нефтегазовую войну.
Но потом неожиданно все застопорилось. Начались какие-то византийские интриги, обнаружились неразорвавшиеся снаряды. Приезд в Минск премьера Д. Медведева, его долгие переговоры с А. Лукашенко результата не дали.
Все надежды возлагались на встречу двух президентов. Возможно, поэтому атмосфера вокруг визита А. Лукашенко в Москву была слегка взвинченной и негативной. Судя по всему, стороны какое-то время не могли согласовать дату приезда белорусского лидера. Потом начался взаимный троллинг, так сказать, разминка перед схваткой. Сначала белорусский лидер 17 ноября, давая пресс-конференцию для российских журналистов, вскользь обмолвился, что ради выступления перед ними перенес встречу с В. Путиным. Дескать, Москва подождет, невелика честь. Потом президент России уже во время встречи произнес фразу, смысл которой состоит в том, что А. Лукашенко прибыл сюда, дабы поздравить патриарха Кирилла с 70-летием. Дескать, коль уж приехал, то куда деваться, пришлось снизойти, принять, отдать дань вежливости.
Согласно официальной информации, переговоры В. Путина и А. Лукашенко 22 ноября продлились пять часов. Судя по тому, что не только оба лидера ничего не сообщили по итогам встречи, но и их пресс-службы ограничились пустыми фразами, стороны ни о чем не договорились. Можно представить глубину разногласий, когда президенты, которые встречаются регулярно, периодически разговаривают по телефону, целых пять часов ведут дискуссии до глубокой ночи и разъезжаются, раздраженные друг другом.
О том, что переговоры закончились именно так, свидетельствуют последующие события. Через два дня, 24 ноября сразу на двух российских телеканалах («Первом канале» и телеканале Министерства обороны РФ «Звезда») прошли ток-шоу, посвященные Беларуси. Смысл дискуссий свелся к одному: пытается ли наша страна отделиться от России и пойти путем Украины? До сих пор Беларусь и политику А. Лукашенко остро критиковали какие-то маргинальные российские СМИ, федеральные телеканалы не трогали союзника. И вот теперь, судя по всему, из Кремля прозвучала команда «фас».
Минск не остался в долгу. 25 ноября российские информагентства со ссылкой на компанию «Транснефть» сообщили о намерении официального Минска увеличить стоимость транзита российской нефти по белорусской территории на 20,5% с 1 января 2017 года. Все это можно считать актом о прекращении перемирия и возобновлении войны.
В этот же день появилось интервью А. Лукашенко азербайджанскому информагентству Trend накануне визита в Баку, в котором он рассматривает Азербайджан в качестве альтернативного источника энергоресурсов для Беларуси, заявляет, что «переработка азербайджанской нефти на наших заводах представляет для нас большой интерес». Это тоже такой мягкий шантаж России.
Не до конца понятно, что вдруг случилось, какая черная кошка пробежала между Москвой и Минском в последний момент. Некоторые вопросы, вызывающие острые противоречия, проговорены вслух российскими официальными лицами. Так, известно, что Россия хотела бы перенаправить экспорт белорусских нефтепродуктов в российские порты, а Беларуси это невыгодно и она упорно отказывается.
Вторая застарелая проблема в отношениях Москвы и Минска состоит в том, что Беларусь регулярно не выполняет прописанное в межправительственных соглашениях обязательство поставлять на российский рынок определенный объем нефтепродуктов. Руководство РФ давно высказывало по этому поводу недовольство, но до сих пор как-то не очень настойчиво, лишь грозило пальцем.
Однако положение изменилось сейчас, когда выяснилось, что произошел резкий рост экспорта белорусских нефтепродуктов в Украину. Поставки бензина выросли на 80%, в результате чего по итогам 10 месяцев 2016 года доля белорусских бензинов в балансе украинского рынка составила 55%, дизтоплива — 48%. Вот что пишет по этому поводу российский ресурс «Газета. Ру»: «В 2016 году Беларусь существенно нарастила поставки нефтепродуктов на Украину. Есть вероятность повторения исторического рекорда 2012 года, когда в эту страну с белорусского направления поступило более 4 млн тонн нефтепродуктов. Рост поставок в первом полугодии был не в последнюю очередь связан с российским эмбарго на поставку дизельного топлива на Украину: прежде поставлявшийся из России объем топлива был замещен белорусским ресурсом. Видимо, Кремль остался не в восторге от того, что украинские танки ездят на белорусской солярке, выработанной из беспошлинной российской нефти».
Вышли на поверхность и разногласия между союзниками по вопросу пересечения белорусско-российской границы гражданами третьих стран. Россия вдруг стала задерживать едущих через нашу территорию граждан стран ЕС, что подрывает статус Беларуси как транзитного государства. В ответ РФ устами министра иностранных дел С. Лаврова требует от нас создания единого визового пространства в рамках Союзного государства.
В общем, нефтегазовая война перешла в стадию затяжного и позиционного противостояния. Пришло время рыть окопы.
Валерий Карбалевич
Читайте также в рубрике «Диагноз»: