Легко ли быть безработным?
Экономическая ситуация в Беларуси ухудшается, сокращаются рабочие места и все больше белорусов оказываются без работы. Что им делать и на что надеяться?
Денег нет, но вы держитесь…
Когда-то многие смеялись над этим перлом Дмитрия Медведева в адрес крымчан. Сейчас нечто подобное говорит белорусское правительство своим гражданам, потерявшим работу. Только часть из них (свыше 43 тысяч) имеет статус безработных, то есть зарегистрированных в службах занятости. Они должны там отмечаться, изучать вакансии по своей специальности или переучиваться, участвовать в общественных работах и получать какой-то мизер на пропитание.
Понятное дело, что такая «трогательная забота» правительства не стимулирует безработных спешить в службы занятости и потом выполнять не очень приятные обязанности по уборке улиц, парков и очистке минского зоопарка от экскрементов животных. Многие ищут работу самостоятельно, обивая пороги предприятий и фирм, рассылая анкеты. Самые смелые едут на заработки в другие страны (Россию, Польшу, Германию и даже США).
По данным председателя Белорусского конгресса независимых профсоюзов Александра Ярошука, в России работает от 300 тысяч до 1 миллиона белорусов. Власти этого предпочитают не замечать, требуя от них лишь уплаты «дани» — налога на тунеядство. Тем самым для властей проблемы с безработицей как бы нет: в пределах 1%, то есть лучше, чем в странах Европы. Но ведь это фикция. Как отмечает академический директор исследовательского центра BEROC Екатерина Борнукова, «мы не знаем точно, сколько у нас безработных». По оценке Международной организации труда, в Беларуси должно быть не меньше 4—5% безработных от занятого населения.
Что предлагает правительство?
В вышеупомянутой статье говорится о подготовке проекта указа, согласно которому будет увеличено пособие по безработице. Тем, кто будет уволен в связи с сокращением штата или ликвидацией предприятия, — до 100% бюджета прожиточного минимума, а тем, кто уволен по объективным уважительным причинам, в том числе по истечении срока контракта, — до 50% БПМ.
Конечно, неплохое повышение пособия. Но возникает ряд вопросов. Во-первых, когда такое «счастье» наступит? Во-вторых, на каком основании безработных поделили на группы: привилегированные, менее привилегированные и все остальные? Неужели одни меньше хотят есть, чем другие? В-третьих, надо ли будет отрабатывать за это вспомоществование?
Следует также учитывать, что «блаженствовать» в статусе безработного закон разрешает не более полутора лет. Потом запишут в тунеядцы, а если повезет, то снова работа до седьмого пота с тем, чтобы внести посильный вклад в финансирование государственных расходов.
Еще власти собираются внедрить систему обязательного страхования от безработицы. За преодоление страха потерять работу придется вносить отчисления в страховой фонд. Страховку могут получить только те, кого уволят. Остальные же не получат ничего, но могут надеяться, что когда-то они тоже станут безработными и уж тогда с ними рассчитаются.
А как в других странах?
В России минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 850 рублей (примерно 15 долларов), а максимальная величина — в размере 4900 рублей (примерно 85 долларов). Причем, первые три месяца пособие выплачивается на уровне 75% от средней зарплаты, потом четыре месяца — 60%, остальные пять месяцев — 45%. По данным федеральной службы статистики, в январе 2016 г. средняя зарплата в России составляла 32 тысячи рублей, то есть пресловутые 500 долларов США.
В Польше размер пособия по безработице составляет в среднем 170 долларов. При этом пособие выплачивают лишь тем работникам, чей трудовой стаж превышает пять лет.
Самые высокие размеры пособия в Европейском союзе в Германии (минимум — 400 евро), Испании (минимум — 400 евро), Греции (минимум — 360 евро). Самый низкий уровень пособий в Болгарии, Румынии, Литве, Эстонии.
А как в странах СНГ? В Азербайджане — 210 долларов, Казахстане — 120 долларов, Грузии — 110 долларов, меньше всего — в Кыргызстане (10 долларов), Беларуси (13 долларов).
Даже если белорусские власти поднимут размер пособия до бюджета прожиточного минимума (сейчас 174 рубля 52 коп.), то мы все равно будем смотреться как одна из самых бедных стран Европы.
На что надеяться?
Прежде всего, на повышение зарплат, хотя бы как в России, лучше — как в Польше (1000 долларов), а еще лучше — как в Германии (1500 евро). По логике, рост зарплат должен привести к увеличению минимальной зарплаты и пособия по безработице.
Очевидно, что размер такого пособия должен обеспечивать человеку возможность в течение года-двух худо-бедно жить, пока он не найдет подходящую работу. Это — стандарт жизни в любом социальном государстве. Устанавливать более низкое пособие, на мой взгляд, недопустимо, а вот выше — пожалуйста.
Могу подсказать один из способов к достижению этой цели — по примеру нового американского президента отменить зарплату президенту, чиновникам администрации, министрам, генералам, депутатам и другим радетелям за лучшую жизнь белорусского народа. Если не смогут обеспечить обещанные 500 долларов, то пусть занимают очередь в службах занятости с получением заветных 27 рублей. Утопия, скажете? Зато при таком подходе мы догоним и перегоним Европу по уровню зарплат и пособий.
Михаил Пастухов
Читайте также: