Чиновники панически боятся запросов о расходах бюджета
Авторы проекта Petitions.by рассказали, на какие петиции хуже всего реагируют белорусские чиновники. Оказалось, что самыми «страшными» для них являются запросы с политическим подтекстом и о расходах бюджета.
Об этом рассказал журналистам 1 декабря в Минске руководитель веб-платформы «Удобный город» (petitions.by) Владимир Ковалкин, подводя итоги года работы.
«Удобный город» — это некоммерческая веб-платформа, где белорусы создают и собирают подписи под обращениями в госорганы и организации. Главные цели проекта — побудить граждан к участию в решении местных проблем, повысить подотчетность местных органов власти и способствовать развитию открытого диалога между гражданами и представителями власти на местном уровне.
По итогам года работы платформы выяснилось, что результативнее всего с обращениями работают столичная ГАИ и администрации районов города в части решения вопросов ЖКХ, сообщил Ковалкин.
По его словам, предполагаемый политический подтекст и финансовая отчетность — две самые больные темы для белорусских чиновников, на такие запросы они отвечают хуже всего.
«Чаще как политические воспринимаются вопросы, связанные с бело-красно-белым флагом, символикой «Погоня», с охраной историко-культурных ценностей, — сказал он. — Не любят чиновники отвечать на запросы о предоставлении смет, данных о расходах бюджета, цифр-отчетов по каким-либо мероприятиям и очень болезненно их воспринимают».
В качестве примера он привел запрос в Министерство по налогам и сборам с просьбой предоставить смету расходов на внедрение так называемой системы поиска тунеядцев.
«МНС отказало в запросе в духе «это наша внутренняя информация», — сказал он. — Однако в таком случае они должны сослаться на засекреченный документ. Если его нет, информацию обязаны предоставить. В данном случае МНС сослалось на то, чего нет, и думает, что гражданин на этом успокоится».
Он пояснил, что такие отказы можно обжаловать в вышестоящем органе. Например, у министра, «который мог и не видеть это обращение». Если откажет министр, можно идти в Совмин. Дальше — в суд.
Доля петиций, оставленных без ответа, может достигать 30%. Из них 20—25% — чаще всего это технический сбой электронной системы доставки письма, когда петиция теряется по пути.
И только незначительная часть случаев — это умышленное нежелание решать вопрос, сказал Ковалкин. Здесь, отметил он, чиновнику выгоднее отписаться, иначе в случае отсутствия ответа он получит взыскание за нарушение норм законодательства.
«Иногда чиновники испытывают граждан на прочность — а так ли им это надо. То есть если из первой инстанции человек получает отписку и пишет обжалование — вопрос решается. Если же автор не идет дальше — вопрос повисает в воздухе», — отметил он.
Руководитель «Удобного города» добавил, что в следующем году на petitions.by появится рейтинг ответов органов власти. В частности, на сайте появится шкала результативности ответов, их оперативности, формы и содержательности.
Также появится рейтинг госорганов, и люди смогут сами решать, какой ответ их устраивает больше или меньше. На основании оценок будет создан рейтинг лучших и худших министерств и ведомств в плане работы с обращениями граждан.