«Служить и защищать» вместо «карать и крышевать»
Реформа МВД Украины началась в апреле 2014 года. Хотя она еще не закончена, уже можно говорить о результатах. Так, например, индекс доверия к Национальной полиции Украины за два года вырос на 50%.
В 2014 году, когда еще дымился Майдан, хоронили убитых, а в больницах находились раненые, Украина как никогда нуждалась в сильной армии и милиции. Но выяснилось, что не существует боеспособной армии, нет вооружения и боеприпасов, а из-за коррупции нет у народа доверия и к милиции. Стало ясно, что МВД Украины нуждается в глобальной реформе.
С лета 2014 года под руководством министра Арсена Авакова началась подготовка к полномасштабной реформе МВД. Реформа проводилась под контролем экспертной рады, в которую вошли авторитетные украинские правозащитники, общественные организации, эксперты из ЕС и США. С участием тех самых людей, которые на протяжении долгих лет воевали с системой, надоедали милиции, требуя соблюдения прав человека. Была разработана концепция и стратегия реформы. В основе — деполитизация милиции, изменение структуры. В состав реформированного министерства вошли пять ведомств: национальная полиция, национальная гвардия, пограничная служба, миграционная служба, служба действий в чрезвычайных ситуациях. Руководить ведомствами назначены профессионалы, прошедшие конкурсный отбор.
Сокращения
На начало 2014 года в Украине было 200 тысяч милиционеров — 376 человек на 100 тысяч населения. В 2016 году в полиции работает 107 тысяч сотрудников. В соответствии с разработанной концепцией в полиции должно быть 130 тысяч сотрудников. Не хватает 23 тысяч — их еще предстоит набрать, чтобы соответствовать норме ООН — 300 полицейских на 100 тысяч населения.
Были распущены спецподразделения типа «Беркута», «Кобры»… Вместо них создано единое подразделение быстрого реагирования по образцу американского S.W.A.T.
Функции ГАИ перешли к патрульной службе. Регистрацией автотранспорта, выдачей водительских удостоверений, паспортов и справок занимаются гражданские сервисные центры МВД.
В сельской местности работают участковые и группы быстрого реагирования — это патрули на автомобилях, снабженные современными электронными средствами связи, расположенные таким образом, чтобы до каждого населенного пункта можно было доехать не более чем за 20 минут. Соответственно, сократилось число людей, сидящих в райотделах, и увеличилось количество экипажей, работающих «в поле».
Райотделы сформировали по принципу «кустов» – по одному на нескольких населенных пунктов. В центре «куста» работают следователи, эксперты, имеется ИВС.
Патрульная полиция
В 2012 году проводился опрос: оказалось, что большинство украинцев, увидев милиционера в вечернее время в малолюдном месте, постаралось бы перейти на другую сторону улицы (так был сформулирован вопрос). Это негативное отношение удалось преодолеть.
В январе 2015 года начался проект по созданию патрульной полиции. Любой желающий в возрасте до 35 лет мог заполнить анкету на сайте МВД. Далее следовал отбор по анкетным данным. Отобранные кандидаты проходили тестирование, разработанное коллегами из США и адаптированное специально для МВД Украины. Далее — тест на физподготовку, медкомиссия и собеседование.
Конкурс составил не менее 20 человек на место, в отдельных регионах — до 32 человек. Были отобраны 80% молодых людей с высшим образованием, многие прошли АТО, до 35% — женщины. Зарплата патрульного полицейского — от 8000 гривен (около $300), это выше, чем средняя зарплата госслужащего. 4 июля 2015 года в Киеве первый отряд из 2000 человек торжественно принял присягу.
Новые молодые полицейские — высокомотивированные, доброжелательные, улыбчивые, подготовленные, в том числе и психологами, служить и защищать, вышли и выехали на улицы Киева. Рейтинг милиции в глазах общества, можно сказать, взлетел. Модное фото в соцсетях — сэлфи с полицейскими!
На сегодня в Украине создано 28 управлений патрульной службы, которые работают в 32 городах.
Милиция больше не нужна
Не потому, что перестали совершаться преступления, наступила эра милосердия, обещанная братьями Вайнерами. Институт милиции, как рудимент советской эпохи, означающий вооруженное народное ополчение, полностью себя исчерпал. Молодой Украине нужен профессиональный государственный правоохранительный орган, призванный обеспечивать правопорядок, избегая карательных функций. 7 ноября 2015 года вступил в силу закон о Национальной полиции, началась переаттестация высшего и среднего руководящего состава.
Переаттестация — плюсы и минусы
Во время переаттестации каждый полицейский должен был заново доказать свою профпригодность. Это удалось не всем — кто-то не сдал тесты, но ряд сотрудников не прошел ее из-за коррупционных и дискредитирующих фактов. Всего аттестацию проходили 68 135 человек, не прошли — 5257, в т.ч. 26% руководителей высшего звена и 14% — среднего звена. 4 479 сотрудников были рекомендованы к понижению в должности, 4 766 — к повышению.
Рассказывает Артем Шевченко, директор департамента коммуникации МВД Украины:
— Переаттестация кардинально отличалась от тех, которые проводились в МВД раньше. Впервые в комиссии входили гражданские лица — правозащитники. Они задавали очень неудобные вопросы, особенно руководству высшего уровня. И вот ситуация — ко мне приходит руководитель уголовного розыска, отличный опер, знает свой участок от и до, бандитов, агентуру, держит в руках всю криминогенную ситуацию в городе, и говорит: «Я на переаттестацию не пойду» — «Почему?!» — «Я считаю для себя это унижением!»
И по-человечески я могу его понять — он в уголовном розыске был царь и бог. Но будет вынужден отвечать на вопросы активистов, правозащитников, от которых раньше мог бы просто отмахнуться.
Многие сотрудники, высококлассные профессионалы отказались от переаттестации и ушли из МВД. Потеряла система на этом? Конечно, потеряла. Ухудшилась криминогенная ситуация.
Сотрудники МВД со стажем — это консервативные, субординированные люди, которые могут стоять по стойке «смирно» перед высшим начальством, но оказались не готовы отчитываться перед представителями гражданского общества. Одной из целей переаттестации было вернуть «на землю» людей в погонах. Конечно, потеря каждого профессионала — это риск, на который мы были вынуждены пойти.
По данным опроса, опубликованным на сайте Censor.net.ua, полицейским доверяют 40,7% опрошенных против 41,9% граждан, которые правоохранителям не доверяют. Практически нулевой баланс доверия/недоверия является бесспорным свидетельством движения реформ в правильном направлении.
Может ли МВД Беларуси пойти по пути реформ?
На этот вопрос отвечает генерал-лейтенант милиции в отставке, председатель Верховного Совета 1994—1995 годов Мечислав Гриб:
— Провести такую реформу милиции в Беларуси, которую проводит Украина, невозможно. У белорусской власти другие цели. В нашей стране права человека рассматриваются специфически. Не так, как во всем мире. Поэтому при существующей власти реформы, как в Украине, или хотя бы близкие к ним, — невозможны.
В МВД могут провести промежуточные реформы, но они не изменят положения, которое сложилось на сегодняшний день. В Беларуси почему-то сложилась ситуация, при которой не милиция существует для народа, а народ для милиции. Это, на мой взгляд, очень важный момент. Исходя из требований Конституции, милиция должна служить народу, а не наоборот. Потому что народ нанимает их на службу. И хозяином страны, по Конституции, является народ.
А у нас что получается? На цепи ведут человека в суд! В XXI веке… Додуматься надо!
Такого не было даже в советские времена. Тогда с милиции был более жесткий спрос — со стороны партийных органов. Контроль был.
Милиция должна быть для людей, для народа. Если Украина стремится к этой цели — я считаю, это можно только приветствовать.
Оксана Алексеева, Минск-Киев-Минск
Читайте также:
Николай Козлов: «Проявляя солидарность, мы сможем влиять на власть!»
Бедным — субсидии. Остальным — головная боль