Криминализация белорусофобии
Задержание сторонников «русского мира», блогеров российских шовинистических сайтов Юрия Павловца, Дмитрия Алимкина и Сергея Шиптенко знаменует собой важный рубеж как во внутренней политике Беларуси, так и в белорусско-российских отношениях.
До сих пор власти репрессировали только белорусских националистов. И вот впервые белорусофобия, отрицание белорусской государственности и призыв к объединению с Россией признаны уголовным преступлением.
Стоит обратить внимание, что это не рутинный факт криминальной хроники. Вокруг этой темы началась хорошо подготовленная политическая кампания, в которой уже приняли участие министр информации Л. Ананич, правоохранительные органы и государственные СМИ. Т. е. задействованы сразу несколько ведомств. Залп из всех орудий.
Прежде всего, конечно, это событие надо рассматривать в контексте обострения конфликта между Минском и Москвой. Уже почти год длится нефтегазовая война. На прошлой неделе в пылающий костер были подброшены новые поленья.
Евразийский фонд стабилизации и развития не выдал Беларуси обещанный ранее третий транш кредита. В ответ А. Лукашенко фактически затормозил подписание согласованного всеми сторонами Таможенного кодекса ЕАЭС и попутно обвинил Россельхознадзор в неправомерных претензиях к белорусским продуктам питания: «У нас, если даже все будет нормально, такие деятели, как Данкверт и прочие, оплюют, оболгут и обгадят, как это было недавно. Оказывается, у него кусок мяса из Беларуси, или стакан молока, или кусок хлеба застревают, продукция не та».
Возможно, это элементарная месть России. Дескать, коль вы так себя ведете, то мы ваших сторонников прищучим. Белорусские власти проделывали такие операции в условиях конфликта с Западом, когда подвергались репрессиям представители демократической оппозиции. Теперь этот передовой опыт используется в отношениях с союзником.
Но больше похоже, что эти задержания стали реакцией официального Минска на угрозу «русского мира», опасность повторения крымского и донбасского сценария на нашей земле. Арестованные пророссийские колумнисты в своих статьях ставили под сомнение государственность и независимость Беларуси, существование белорусской нации.
И тут возникают сомнения в последовательности белорусских властей. Задержанным гражданам вменяется в вину разжигание межнациональной вражды. Хотя, исходя из логики властей, естественнее было бы применить к ним статью 361 Уголовного кодекса: «Призывы к действиям, направленным в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь, ее суверенитету, территориальной неприкосновенности, национальной безопасности и обороноспособности».
Пикантность ситуации в том, что А. Лукашенко много раз высказывал сожаление о распаде СССР, в результате которого возникла независимая Беларусь, называл это преступлением, хвастался, что голосовал против Беловежских соглашений. Не далее как 30 сентября 2016 года, выступая перед студентами Пекинского университета, белорусский лидер заявил: «Я однозначно рассматриваю распад Советского Союза как катастрофу, которая имела и имеет негативные последствия во всем мире. Ничего хорошего от распада мы не получили». Он неоднократно утверждал, что «белорусы — это русские со знаком качества», «белорусы и русские — один народ». Т. е. вроде как белорусской нации и нет. Так что арестованным блогерам есть на кого ссылаться.
И если уж последовательно бороться против влияния «русского мира» на Беларусь, то стоило бы перекрыть российские телеканалы или хотя бы новостные и пропагандистские передачи, перманентно зомбирующие наше население. В конце концов, могли бы заблокировать те сайты (Regnum, Lenta.ru и EADaily), на которых публиковали «экстремистские материалы» задержанные белорусские граждане.
Но, судя по всему, наши власти решили не ссориться с Россией, но, одновременно, нейтрализовать, условно говоря, пророссийскую «пятую колонну» в Беларуси. Чтобы Москва не смогла повторить у нас операцию, проведенную в Украине.
Если принять эту логику, то почему не принимаются меры по нейтрализации многочисленных пророссийских организаций (казаки и пр.)? На белорусских телеканалах адепты «русского мира» (Дзермант, Плащинский, Боровик, Беляев, Елфимов, Зеленковский, Криштапович) не вылезают из различных ток-шоу. Единственная разница в том, что они, в отличие от арестованных блогеров, не ругают А. Лукашенко и его политику, не обвиняют его в русофобии.
Любопытно, как официальные власти обставляют эти громкие задержания. Дескать, они направлены не против России, а наоборот, призваны укрепить дружбу между Беларусью и РФ. Министр информации Л. Ананич уверяет, что «заказчики и авторы таких статей пытаются посеять рознь между нашими странами и народами… вбить клин в наши глубокие дружеские отношения, в процесс строительства Союзного государства».
По всему выходит, что это не радикальный поворот в отношениях с Россией, а локальная политическая операция, призванная решить какие-то конкретные сиюминутные задачи. Например, в очередной раз прощупать границы дозволенного, определить коридор возможностей.
Но даже если так, то все равно это событие будет иметь долговременные, возможно, непрогнозируемые, побочные политические последствия. Создан прецедент, из которого следует, что отрицание независимости Беларуси и белорусской нации, призывы к вхождению в состав России или объединение с ней квалифицируются как преступление. Не случайно сторонники «русского мира» как-то странно затихли. Их аккаунты в социальных сетях замолчали. Вполне возможно, что они станут осторожнее.
Интересно посмотреть, какой будет реакция в России. Шовинистические интернет-ресурсы уже оценили эти аресты резко негативно. Они пишут, что Беларусь идет по пути Украины. Не исключаю, что скоро там будет объявлено, будто существующая белорусская власть — это «бандеровская хунта», с которой разговор короткий.
На официальном уровне РФ пока никак не отреагировала на эти уголовные дела. Хотя, когда в других странах репрессируют сторонников России, в Москве отвечают быстро и решительно. Возможно, как обычно, постараются перенести всю дискуссию в кулуары.
В любом случае, в белорусско-российских отношениях возникло новое, не существовавшее ранее конфликтное поле. Александр Лукашенко много раз использовал политзаключенных для переговоров с западными странами. Теперь у руководства Беларуси появился новый аргумент для торга с заклятыми друзьями.
Валерий Карбалевич
Читайте также в рубрике «Диагноз»: