TOP

Сухой закон: польза и вред «ночного запрета»

МВД предлагает запретить продажу спиртного после 22:00. Это далеко не первая попытка ограничить оборот горячительных напитков, причем подход почти не изменился. 

Месяц назад в Совет министров должны были передать проект очередного «антиалкогольного» указа. МВД предлагает запретить продажу спиртного после 22:00, а в крупных магазинах и вовсе вынести его в специальные отделы. Это далеко не первая попытка ограничить оборот горячительных напитков, причем подход почти не изменился. Не наступит ли государство на старые грабли? И почему часть общества видит в этом решении больше минусов, чем плюсов?

Долгие годы Беларусь занимает лидирующие позиции в рейтингах самых пьющих стран. А в 2014 году, по данным Всемирной организации здравоохранения, страна и вовсе возглавила этот список.

По данным ВОЗ, на тот период каждый мужчина в нашей стране выпивал 27,5 литра чистого спирта в год. А на каждого гражданина старше 15 лет  приходилось 17,5 литра.

Показатели Белстата хоть и на порядок меньше, но и официальные цифры впечатляют: последние годы уровень потребления в районе 10—12 литров спирта на человека. Правда, здесь в учет идет только легально проданный алкоголь.

Неумолимая статистика побуждает руководство страны делать все новые потуги в борьбе с опасной привычкой, принимая очередные программы. Правда, методы  практически не изменяются…

Опыт прошлых лет

Свежий проект указа — далеко не первая попытка побороть алкоголизм в Беларуси. Помимо постепенного повышения ставок акцизов, пожалуй, самой резонансной мерой в последнее время становился запрет на ночную продажу напитков с градусом.

Одним из главных борцов выступает МВД. Предложение ограничить продажу алкоголя с 22:00 до 9:00 министерство направляло в Совмин еще в далеком 2007-м. Однако общего для страны ограничения так и не случилось.

«Серьезные эксперименты» по введению алкогольного «комендантского часа» прошли в 2013 году. Тогда решениями местных властей в разных уголках страны начали запрещать продажу алкоголя после 22:00. Но спустя некоторое время ограничения были сняты. В 2015-м решили повторить «исследование». И уже в марте столичные любители «крепкого» снова заметили в магазинах знакомые таблички у близких сердцу полок.

Вскоре милиция отрапортовала: уровень уличной преступности пошел на спад, эффект — налицо! Но радость была недолгой. Очень быстро в город хлынул контрафакт. А шумные компании рядом с «ночниками» хоть и поредели, но их место встречи не поменялось — загульные граждане продолжали затариваться в привычных местах. Только теперь уже у нелегалов, которые «дежурили» у тех же магазинов.

Находчивые торговцы быстро сориентировались и стали возить дешевую водку и коньяк из России, отечественный же алкоголь днем складировали таксисты в своих багажниках, а ночью втридорога продавали любому желающему. Другие «предприниматели» по аналогичной схеме сбывали напитки через интернет.

После нескольких громких задержаний распространителей дешевого пойла за дело взялся сам президент. Эксперимент затрещал по швам.

Уже в конце лета 2015-го Лукашенко собирает совещание «по вопросам производства и оборота алкогольной продукции», на котором решительно заявляет: «Мы не должны допустить, чтобы белорусский народ гробили некачественными подделками и низкопробным контрафактом».

Слова прозвучали как магическое заклинание, и уже через неделю магазины вновь торговали пивом, «чернилом» и дорогими коньяками по привычному для населения графику.

Народ недоумевал, трезвенники плевались, а любители «приложиться» вздохнули с облегчением. Объяснения чиновников практически копировали месседж президента.

В феврале БЕЛТА процитировало председателя Мингорисполкома Андрея Шорца: «Мы не смогли остановить вал контрафакта. Запрет отменили. Возвращаться к этому больше не будем».

Но, похоже, прогнозам столичного градоначальника не суждено сбыться. Девять месяцев спустя к прежним мерам решили вернуться. Только вот противники, как и сторонники таких «старых» нововведений, никуда не делись. У каждого из них четкая и, чаще всего, логичная позиция на этот счет.

Аргументы «За»…

Больше всех «ноу-хау» поддерживают его инициаторы — милиция. Главный  индикатор верного пути для них — криминальная статистика.

По данным ГУВД Мингорисполкома, в июле и августе                 2014-го совершено 12 убийств, за тот же период 2015-го (когда действовал «ночной запрет»)  — 6. Тяжких телесных повреждений — 29, а в 2015-м — 13. Повторное управление авто в состоянии алкогольного опьянения зафиксировано в позапрошлом году 59 раз, в прошедшем — 27. В несколько раз снизилось количество выписанных протоколов «за нахождение в нетрезвом виде в общественном месте»…

Представители здравоохранения тоже выступают за поддержку любых ограничений народа от «запретного плода» в бутылке — нам не удалось найти нарколога, который не поддерживал бы такой формат борьбы с алкоголизмом в стране. Все уверены в снижении заболеваний на почве пагубной привычки при введении подобных мер.

Еще одним аргументом «за», если верить представителям местной власти, может стать сохранившийся показатель товарооборота. Так, по итогу прошлогоднего «эксперимента» начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома в интервью порталу TUT.BY сообщила: «За два месяца кампании товарооборот в столице упал всего на 1%».

… и «против»

Но есть у «благого» дела и обратная сторона. В этом уверены в первую очередь представители торговли и предприниматели. Их реакция на сообщения о «новом-старом» указе была практически моментальной. В прошлом месяце на пресс-конференции в Минске по этому поводу резко высказалась исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Татьяна Закжевская:

— Новые правила торговли спиртным в случае вступления в силу соответствующего указа могут привести к серьезным социальным и экономическим последствиям. Крупные и средние торговые сети, может быть, и выдержат ситуацию, несмотря на то, что и так у них сейчас напряженная экономическая ситуация, но небольшие магазины просто обанкротятся.

Выступая перед журналистами, директора розничных сетей предупредили: будет ограничение по продаже алкоголя — компенсируем ростом цен.

 Для полноты картины звоним в один из столичных «ночников», знаменитый, в первую очередь, торговлей горячительным в любое время суток. Заведующая, попросившая не называть ее имени, отказывается комментировать грядущий запрет. Но, выдержав короткую паузу, грустным голосом сообщает:

— Я вам так скажу: когда мы начали торговать алкоголем после прошлогоднего запрета, магазин стал давать прибыль. Без этого даже выйти «в ноль», как показала практика, мы не можем…

И в качестве крайнего аргумента не в пользу указа, напомним о росте контрафакта, которым закончилась предыдущая попытка спасти людей от «вредной жидкости».

Слово эксперту

О том, где же золотая середина, мы поинтересовались у завсектором социально-демографической политики Института экономики Академии наук. В свое время Анастасия Боброва плотно изучала влияние алкоголизма на демографию и экономику страны:

— За последние 10—15 лет была проделана огромная работа по снижению уровня алкоголизма в нашей стране, что на порядок сократило смертность от этой болезни. Ограничение продажи, конечно, тоже дает результаты, ведь доступность «вредного» товара здесь — ключевой фактор. Но одним запретом проблему не решить. Во-первых, необязательно останавливать на ночь продажу всего алкоголя. Исключением, например, можно сделать слабоалкогольные напитки, пиво. Также важно понимать: взамен одному «развлечению» нужно дать людям другое. Кино, катки, театр и подобные места досуга должны быть для белорусов такими же доступными, как сейчас алкоголь.

Что же до экономики, во время исследования проблемы не обошлось без парадоксов. Боброва сравнила соотношение доходов государства от алкоголя и затраты на устранение его последствий. В итоге, если в 90-х годах на «заработанные» страной $1,5 (условно) приходилось тратить $1, то в 2000-х эти цифры поменялись местами:

— Раньше спирт стоил настолько дешево, что продажи были огромными. И хоть ставка на акцизы постоянно повышается, инфляция идет намного быстрее, поэтому алкоголь продолжает оставаться относительно дешевым. А вот медицина дорожает с каждым годом, и со временем государству приходится тратить все больше на лечение тех, кто стал заложником алкоголизма.

Проблему же малых магазинов Боброва считает сильно преувеличенной:

— С одной стороны, я понимаю положение, в котором окажутся владельцы этих торговых точек. На деле же теперь им просто придется прилагать больше усилий, чтобы заработать. Делать выручку одним алкоголем, торгуя им ночью, — задача простая. А в новых условиях нужно будет умело продавать и другие товары. Новые хлопоты — отсюда и недовольство.

Главным звеном в успешности антиалкогольных программ Анастасия Боброва считает ответственных за их управление. В первую очередь, это главные наркологи. Ведь только они видят проблему изнутри и как никто другой понимают всю сложность и угрозу тяжелой и, увы, нередкой в наше время болезни.

Сергей Прохоров

Читайте также:

Если народ «спит», спроса на альтернативу нет

Археологи «вторично» нашли крепость эпохи Ивана Грозного. Но…

Завоюют ли свое «золото» политические «олимпийцы»?

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.